Пантеон в Риме – Храм всех Богов. Сант-иво алла сапиенца Сколько церквей в риме
Возвышенная красота требует смелых инженерных решений. Купол - вершина архитектурной конструкции в прямом и переносном смысле. Так самый сложный элемент здания становится самым простым ориентиром на местности. В Италии это особенно заметно
1. Рим
Пантеон
Один из старейших (почти 2000 лет) и самый большой (43,3 м в высоту и в диаметре) бетонный купол в мире, опирающийся только на стены. В него можно вписать правильную сферу, которая коснется пола храма точно в центре: диаметр ротонды равен диаметру купола и высоте сооружения. Пантеон символизирует космос, место солнца в котором занимает круглое девятиметровое отверстие (окулус) в центре купола. Это единственный источник света: в солнечный день лучи становятся почти осязаемыми. Когда идет дождь, через окулус проникают струи воды, в полу предусмотрены стоки. В Средневековье ходили легенды, что отверстие в потолке пробила нечисть, заметавшаяся при звуках первой мессы. Храм в 609 году освящен как христианская церковь, до этого он был языческим.
2. Сан-Ремо, Лигурия
Храм Христа Спасителя
Православный храм, построенный в 1913 году по проекту русского архитектора Алексея Щусева (впоследствии лауреата четырех Сталинских премий), увенчан пятью пестрыми куполами. Здание выполнено в стилистике русского узорочья, характерного для XVI–XVII века (храм Василия Блаженного в Москве).
3. Рим
Собор Святого Петра
Микеланджело приступил к проектированию купола в 1546 году и был ограничен рамками, заданными предыдущими архитекторами собора. Рамки, впрочем, не помешали ему создать гениальное сооружение. Диаметр купола - 41,5 м, а высота собора с крестом - 133,3 м. Римляне называют его cupolone (куполище). Чтобы подняться наверх, нужно преодолеть 551 ступеньку.
4. Роверето, Трентино - Альто-Адидже
Музей современного искусства MART
Здание одного из самых значительных музеев авангардистской живописи в Италии под стать содержимому. Внутри четырехэтажной кольцевой конструкции - круглый двор, накрытый куполом из оргстекла и стали. Размером и формой он близок к куполу Пантеона. Внизу, точно под отверстием, расположен такой же круглый фонтан.
5. Пиза, Тоскана
Баптистерий Святого Иоанна
Строить Баптистерий начинали в 1152 году в романском стиле, а заканчивали в 1300-х в готическом. И на последней стадии архитектурных преобразований вокруг первого, пирамидального купола был сооружен второй - круглый. Необычная конструкция в итоге обеспечила уникальную акустику: когда в церкви-крестильне поет хор, его слышно в радиусе километра. Верхушку купола венчает статуя Иоанна Крестителя.
6. Неаполь, Кампания
Галерея Умберто I
Галерея, названная в честь второго короля Италии, - огромный крытый торговый комплекс, построенный в 1890 году в ходе масштабной реконструкции Неаполя. Четыре улицы крестообразной галереи сходятся под одним огромным стеклянным куполом с 16 металлическими ребрами. Пол под куполом выложен мозаикой: вокруг розы ветров располагаются изображения знаков зодиака. Существует традиция загадывать желание, стоя на своем знаке.
7. Альгеро, Сардиния
Церковь Святого Михаила
Фасад и стены барочной церкви начала XVII века выглядят довольно скромно. На их фоне восьмиугольный купол, выложенный разноцветными «чешуйками» плитки, кажется новогодней игрушкой. Неудивительно: это креатив середины XX века. Несмотря на спорность такого архитектурного решения, купол стал, как это часто бывает, одним из символов города.
8. Турин, Пьемонт
Церковь Святого Лаврентия
Храм, созданный в стиле пьемонтское барокко, выглядел бы снаружи как светское здание, если бы не экстравагантный купол. Особенно эффектно он смотрится изнутри. За счет повторения в деталях мотива восьмигранника возникает иллюзия бесконечной перспективы.
9. Палермо, Сицилия
Кафедральный собор Вознесения Девы Марии
Собор, заложенный в XII веке, постоянно реконструировался и улучшался. Последняя грандиозная реконструкция началась в конце XVIII века. Тогда-то сооружение приобрело величественный классический центральный купол и почти потеряло изначальный арабо-норманнский вид, став эклектичным.
10. Венеция, Венето
Базилика Святого Марка
Уникальный для Западной Европы пример византийской архитектуры. Храм построен в виде греческого креста и увенчан пятью куполами в восточном стиле, созданными в XIII веке. Такими формами венецианцы вдохновились во время Крестовых походов. Изнутри купола богато украшены мозаиками.
11. Искья
Церковь Непорочного Зачатия
Купол храма, построенного в XVIII веке, - главное украшение мощного Арагонского замка. Внушительный купол так дорого обошелся сестрам-клариссинкам из местного монастыря, что на отделку храма не осталось денег. Внутри он весь белый. Сейчас используется для проведения выставок живописи и скульптуры.
12. Кунео, Пьемонт
Святилище Викофорте
Один из крупнейших в мире куполов и, возможно, самый крупный из эллиптических: диаметр большой оси - более 37 метров, малой - 28,8 метра. В 1732 году, когда строительство было завершено, никто не верил, что купол удержится. Поэтому архитектор Франческо Галло сам пошел разбирать леса по окончании работ.
13. Флоренция, Тоскана
Собор Санта-Мария дель Фьоре
Красный кирпичный купол Дуомо, символ города, - образец того, как можно поверить алгеброй гармонию. Архитектор Брунеллески в XV веке точно рассчитал параметры 37-тонного восьмигранного купола и изобрел грузоподъемные машины. Изнутри купол расписан картинами Страшного суда. На фреске представлена вся христианская космология: от Христа наверху до Сатаны внизу.
14. Новара, Пьемонт
Базилика Святого Гауденция
Многоярусный купол возвышается более чем на 120 метров над землей. Из-за тяжести купола (5572 тонны) еще на стадии его возведения в XIX веке здание стало оседать. Пришлось расширить и укрепить несущие пилоны и фундамент. Сегодня базилика оборудована электронной системой безопасности наподобие той, что действует в Пизанской башне.
Фото: LEGION-MEDIA (X2), CORBIS / EAST NEWS (X2), LEGION-MEDIA (X2), CORBIS / EAST NEWS (X2), LEGION-MEDIA (X2), CORBIS / EAST NEWS (X2)
Иллюзии и секреты римских храмов April 27th, 2016
Итак, сегодня я обещала занимательные истории.Об иллюзиях- и не только.
Начнем- с Авентина.
Храм Сан Сабина находится на Авентине- это главный храм доминиканцев. Его строгий боковой фасад выходит как раз в апельсиновый сад с потрясающим видом на Рим.
Внутренними убранствами храмов я вас развлекала вчера- а сегодня будут сказки))
Легенда рассказывает что в 1220 году Святой Доменико молился у дверей церкви.
Услышав молитвы, дьявол забрался на крышу церкви и с силой столкнул оттуда камень, которыйпадал практически на голову молящемуся.. но упал рядом, не причинив Святому даже царапины…
Говорят, что иногда, у входа в церковь, замирает печальная фигура.. постоит мгновение, и снова исчезает…это задерживается на миг в своем скольжении по Риму дьявол, сожалея о том, что не сбылось..
А камень- он до сих пор в церкви. Приглядитесь к маленькой колонне в левом углу зала, там вы увидите черный скользкий камень со следами когтей… камень дьявола- пьетра дель дьяволо.
Церковь Сант Игнацио де Лойола находится на одноименной площади.
Некоторые, запомнив, что название название связано с иезуитами, идут за чудесами в главную церковь ордена- Джезу, на пьяцца Джезу, сама была в этот раз свидетелем, что сидят туристы на скамьях, головы запрокинули, смотрят вверх и камеры туда направили. думают, что купол не настоящий.
А нет чудес. Обычный купол.
Просто церковь Иисуса найти просто- издалека ее видно, особенно с Ларго Арджентины. А Сан Игнацио поискать надо, меду парламентом и Пантеоном.
Давайте войдем в церковь.. мы увидим на полу у центрального нефа мраморный круг.Встаньте на него и поднимите голову: над вами возвышается купол церкви.
Ничего особенного, но.. на самом деле купола нет. Это знаменитая фреска Андреа Поццо (конец 16 века) которая словно «пробивает» потолок, создавая иллюзию купола.
Четыреста лет назадбыла создана трехмерная иллюзия- говорят, что и фигур, которых мы видим на потолке тоже не существует:)
Если мы пройдем чуть-чуть вперед, ближе к алтарю, в центр храма, то все вроде нормально- колонны, потолок, купол с диаметром 17 метров..
Ш
аг в сторону и.. да, купол нарисован!
Стоишь под ним- вот он, отошел в сторону- и понимаешь, что это только иллюзия.
Мир римского барокко может преподнести и не такие сюрпризы!
Выходите из храма осторожно-вдруг дверей тоже нет?:)
Кстати, о церкви Иисуса- Джезу- своя история, ее даже Стендаль однажды пересказал.
Как то раз,развлекаясь, летали над Римом Дьявол и Ветер.
Пролетая над Церковью Иисуса Дьявол решил пошутить:
- подожди меня здесь, - сказал Дьявол,- у меня есть одно маленькое дельце в церкви. И вошел в еёдвери.
До сих пор в этом месте всегда ветрено, в любую погоду и в любое время года, это ветер давно ждет Дьявола, который, войдя, так и остался внутри её, превратившись в элемент декора. Силаиезуитов была такова, что никогда не сможет Дьявол покинуть церковь, так и остается он внутри- архитектурным элементом.
А теперь, как и обещала, о необычной римской церкви.
Расположена она на площади Сан Сильвестро, и во времена житья рядышком, у парламента, мы часто по этой площади пробегали. Отсюда автобус и на вокзал идет, и по многим другим направлениям.
А вот в церковь до сего дня не заходила, обычная римская церковь, мало ли таких, они ж на каждом шагу.
Зашла- и глазам своим не поверила.
Это небольшая внутри, но очень уютная, несмотря на обилие традиционных украшений, церковь Сан Сильвестро ин Капите.
Название свое она получила в честь Папы Римского Сльвестра, а слова "Ин Капите" были добавлены позднее, когда в храме появилась реликвия- часть Главы Иоанна Крестителя.
Но прежде чем зайти внутри вы входите в ворота и оказываетесь во внутреннем дворике, по сравнению с которым знаменитый римский дворик, который мы все так любим снимать, просто отдыхает.
Спрятавшая свои сокровища за фасадом, церковь была построена в 7 веке на месте римского Храма Солнца, поэтому все, что вы здесь видите- подлинное.
Поэтому снова- продолжение следует.
ЗАДАНИЕ № 84
Решите кроссворд "Вспомним историю Древнего Рима".
По горизонтали: 2. Поэт, автор поэмы "Энеида". 4. Ученый, утверждавший, что люди должны проявлять стойкость во всех бедствиях; покончил жизнь самоубийством по приказу Нерона. 6. Крупнейший амфитеатр, вмещавший около 50 тысяч зрителей. 7. Храм в Риме, увенчанный куполом, похожим на половину шара. 8. Полководец, прославившийся завоеванием Галлии; установил единоличную власть в Риме. 9. Поэт, назвавший свои стихи памятником, неподвластным времени. 12. Звание, носитель которого обладал неограниченной властью и не был обязан давать отчет кому бы то ни было в своих действиях. 14. Последняя царица Египта. 18. Земледельцы, бравшие за плату земли для обработки. 20. Германское племя, захватившее Рим в 410 году. 21. Римский полководец, разгромленный германцами, полностью уничтожившими три легиона. 23. Речка, перейдя которую Цезарь произнёс: "Жребий брошен!" 24. Правитель Рима, добившийся окончания гражданских войн. 25. Неверный друг Цезаря, один из его убийц. 26. По словам римлян, "лучший из императоров", прекративший казни по ложным доносам. 29. Последний император Западной Римской империи. 30. Страна на Балканском полуострове, родина Спартака. 31. Римский историк, осудивший в своих книгах жестокости Нерона и других императоров. 32. Братья, происходившие из знатного плебейского рода; выступили в защиту земледельцев Италии.
По вертикали: 1. Обладавший большим влиянием на римлян совет, на заседании которого был убит Цезарь. 2. Гора, на вершине которой был первый лагерь спартаковцев. 3. Слово, которым называют властителей Рима, единолично правивших государством после падения республики. 4. Вождь восставших рабов, уроженец Фракии. 5. Главный герой поэмы Вергилия. 8. Сооружение для конных состязаний. 9. Римская провинция, завоеванная Цезарем. 10. Смесь камешков и песка с раствором извести, использовалась при строительстве. 11. Римский полководец, погибший на войне с Парфянским царством. 13. Римские бани. 14. Император, разрешивший христианам строить храмы и открыто молиться. 15. Римский полководец, потерпевший поражение в битве при мысе Акций. 16. Полководец, главный противник Цезаря в борьбе за власть. 17. Германское племя, захватившее Рим в середине 5-го века и подвергшее его страшному опустошению. 18. Город, где началось восстание Спартака. 19. Форма парадных ворот, возведенных в честь военной победы римлян. 21. Слово, которым греки и римляне называли народности, чей язык они не понимали. 22. Почетное прозвище Октавиана, данное ему сенатом после окончания гражданских войн. 25. Пролив, на европейском берегу которого был построен Константинополь. 27. Вождь готов, захвативших Рим в 410 году. 28. Мыс близ западных берегов Балканского полуострова, около которого произошла морская битва между Антонием и Октавианом.
September 17th, 2014 , 04:20 pm
Про Рим можно говорить не останавливаясь очень долго. И уже столько всего сказано, что добавить что новое крайне сложно.
Но я попробую - просто из вредности:)))
Как говорят итальянцы - Во всём мире картины хранятся в музеях, и только в Италии в церквях.
Так давай де же погуляем по этим самым церквям и храмам и посмотрим...
1. Санта Мария ди Лорето (Santa Maria di Loreto)
Сооружение базилики Санта Мария ди Лорето считатеся превосходным результатом совместной работы талантливых архитекторов Антонио да Сангалло Младшего и Браманте. Основной алтарь базилики был построен в 1628 году, под руководством не менее великолепного архитектора Гаспара Векхи. Некотрое время спустя, базилика Санта Мария ди Лорета была снова реконструирована в 1867 году Лукой Карнини. Интерьер церкви – это уникальное сочетание античности. В капеллах можно увидеть уникальные мозаичные работы Паоло Розетти, датируемые 1594 годом. Найти базилику достаточно просто, она находится в античной части города.
2. Пантеон (Pantheon)
Стремление воплотить в архитектурных формах величие Древнего Рима проявило себя в Пантеоне. Самое первое здание древнеримского храма Пантеона было построено Агриппой - зятем императора Октавиана Августа - в честь победы над Антонием и Клеопатрой в битве при мысе Акций. Римский Пантеон ИталияОколо 110 года н.э. храм сгорел от удара молнии, и на старом фундаменте император Адриан в 125 году н.э. воздвиг новое здание, величественнее прежнего.
В Пантеоне нет окон. Единственный источник света - 9-ти-метровое круглое отверстие на вершине купола, символизирующее небесное всевидящее око. Отверстие не застеклено, и проникающий через него свет не рассеивается в пространстве, а аккумулируется в виде огромного светового столба.
Пантеон сохранился лучших других культовых сооружений античности потому, что он всегда был действующим храмом. Первоначально римляне совершали здесь ритуалы во имя 7 самых почитаемых богов - Нептуна, Юпитера, Марса, Венеры, Плутона, Меркурия и Сатурна.
В римском Пантеоне погребены выдающиеся итальянцы, такие как живописцы Б. Перуцци, Рафаэль Санти и др., а также короли Виктор Эммануил II, Умберто I и королева Маргарита. Первой знаменитостью, похороненной в Пантеоне, стал Рафаэль, умерший в 1520 году.
3. Санта Мария ди Монтесанто (Santa Maria di Montesanto) (слева) и Санта Мария дей Мираколи (Santa Maria dei Miracoli) (справа)
Санта Мария дей Мираколи и Санта Мария ди Монтесанто – две барочные церкви в Риме, расположенные на площади Пьяцца дель Пополо и обращенные в сторону северных ворот Стен Аврелиана. Церкви часто называют близнецами за их внешнее сходство, но на самом деле в их плане и деталях есть немало различий.
Происхождение церквей уходит своими корнями в 17-й век, когда были отреставрированы строения, служившие главным входом в Рим эпохи Средних веков и периода Возрождения. Папа Римский Александр II поручил архитектору Карло Райнальди создать монументальный вход на улицу Виа дель Корсо. Строительство обеих церквей профинансировал кардинал Джироламо Гастальди, чей герб можно увидеть на обоих храмах.
Санта Мария ди Монтесанто была возведена на месте одноименной церкви и какое-то время принадлежала ордену кармелитов. Само название Монтесанто – Святая Гора – отсылает к горе Кармель в Израиле. Строительство церкви началось в 1662 и завершилось в 1675 году (некоторые элементы были добавлены в 1679 году).
4.Сан Джакомо ин Аугуста (San Giacomo in Augusta)
Сооружение церкви было начато в 1592 году по проекту архитектора Francesco Capriani da Volterra и было продолжено в 1598 году Carlo Maderno.
Первая церковь на этом месте была построена в 14-м веке рядом с госпиталем для неизлечимо больных (Incurabili) – она получила название Сан Джакомо дельи Инкурабили. А приставка «ин Аугуста» была добавлена позднее, из-за Мавзолея Августа, расположенного неподалеку.
Интерьер церкви примечателен барельефами и лепниной французского скульптора Пьера Ле Гро Младшего, картинами Джузеппе Пассери, работой художника-маньериста Кристофоро Ронкалли и другими произведениями искусства.
5. Сан Карло аль Корсо(San Carlo al Сorso)
Церковь Святых Амвросия и Карла - титулярная церковь (с 7 июня 1967 года), посвященная святым епископам Милана Амвросию и Карло Борромео в Риме. Построена по случаю канонизации святого Карло Борромео в 1610 году. Строительство проходило под руководством архитектора Онорио Лонги (англ.)русск. в 1612-1619 годах, затем 1616-1627 годах при его сыне Мартино. В 1668 году был возведен купол (работы Пьетро да Картона), в 1684 году закончено оформление фасада. Внутри церковь богато украшена позолотой и фресками Г. Бранди, алтарь работы Карло Маратта.
6.Сан Лоренцо ин Лючина (San Lorenzo in Lucina)
Сан-Лоренцо ин Лучина – это самая древнейшая из христианских базилик Рима. По мнению ученых, базилика была возведена на месте, где ранее находился священный колодец Юноны. В 12 столетие базилика была реконструирована. Перед входом в Сан-Лоренцо соорудили великолепный портик из колонн античных времен, к которым в последствие были добавлены капители эпохи Средневековья. Фронтон базилики был выполнен в форме треугольника, а стены декорированы мраморной мозаикой. В середине 19 столетия фасад базилики опять перестроили. Основная ценность базилики - это Капелла Фонсека, спроектированная Бернини и “Распятье”, находящееся над основным алтарем, работы Рени.
7.Санта Мария Маддалена (Santa Maria Maddalena)
В этом месте в Риме начиная с 1586 годы была церковь Ордена Saint Camillus de Lellis. В 17 веке началось строительство нынешней церкви, которая была завершена в 1699 году.
8. Св. Юлиана из фламандцев (Chiesa di San Giuliano dei Fiamminghi)
Это римско-католическая церковь Святого Юлиана. Исторически сложилось, что церковь была национальной церковью Южных Нидерландов в Риме, в 1830 году, стала национальным церковью Бельгия.
9.Санта Мария ди Монсеррато (Santa Maria di Monserrato)
Храм был возведён по проекту Антонио да Сангалло мл. для арагонцев и каталонцев. В 1582-84 годах по планам Франческо да Вольтерры была выполнена нижняя часть фасада, около 1673-75 года церковь была окончательно закончена. С 1807 года - это национальная церковь испанцев в Риме.
В церкви находятся надгробия пап из рода Борджа - Каллиста III (Alfonso de Borja) и Александра VI (Rodrigo Borgia).
10. Санта Мария ин Трастевере (Santa Maria in Trastevere)
Титулярная базилика в районе Трастевере, возможно, одна из самых старых церквей Рима, посвященных Богородице.
На этом месте уже в III веке при Папе Каликсте I была построена первая церковь, в IV веке при Папе Юлии I возникла большая базилика, а в XII веке при Папе Иннокентии II возведено новое здание с кампанилой.
В каждой церкви присутствует орган (есть и расписания концертов), не стала исключением и эта.
11. Церковь святого Иоанна Кущника(Chiesa di San Giovanni Calibita)
Церковь построена в 14 веке. Но вполне вероятно, церковь была основана на месте храма Юпитеру.
Церковь была реконструирована в 1640 году, фасад завершили в 1711 году, богатая внутренняя отделка завершена в 1742.
В первой капелле справа находится чудотворная икона Божией Матери /Madonna della Lampada/ XIII века, изображение которой есть и на фасаде церкви. В главном престоле почивают мощи святого Иоанна Кущника, святых мучеников персидских Марина, Марфы и их сыновей Авдифакса, Аввакума и священномученика Ипполита. Все церкви действующие.
12. Санта Мария Маджоре(Basilica di S.Maria Maggiore)
церковь, папская базилика, одна из четырёх главных базилик Рима. С её основанием связана интересная легенда. В одну из летних ночей 352 года папе Либерию и богатому римлянину Джованни Патрицио явилась во сне Мадонна и приказала построить на том месте, где назавтра выпадет снег, церковь. На следующее утро, 5 августа 352 года, на Эсквилине, там, где теперь стоит базилика, лежал снег. После этого и стали возводить церковь
13. и в заврешении - собор Святого Петра в Ватикане.
Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело.
Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два.
Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления - здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.
По традиции карта моих перемещений (честно признаюсь - тут не один день)
Не возможно объять необъятное и зайти в каждую церковь в Риме - их очень и очень много и каждая прекрасная по своему.
Побывав в Израиле я примерно понял с чего начиналось христианство, но побывав в Италии я увидел даже не религию, а могущество церкви.
Великая Римская империя в свое время позаимствовала религиозную модель у цивилизации Древних Греков. Целая плеяда божеств, их помощников и отпрысков перекочевала из античной Греции прямиком на римский Олимп, сменив лишь имена. По прошествии 8 столетий, философы и знать утратила веру в своих богов. К концу I века нашей эры в недрах процветающей империи зародилось христианство.
Представители еврейского народа, преподнесли многонациональному государству новую религию, основанную на вере в Бога единого. Постепенно христианство стало распространяться среди других народов империи. К III веку новая вера, охватившая умы подданных цезаря, была запрещена. Однако уже в 313 году Константин Великий подписал Миланский эдикт, провозглашающий терпимость к христианской вере. Вскоре был заложен первый камень Латеранской базилики – наистарейшего христианского храма, дожившего до наших дней.
Термины
К концу IV столетия язычество было предано забвению, официальной религией стало христианство. Храмы и святилища античных божеств в срочном порядке разрушались или перестраивались для нужд новой веры. Продолжая веками утвердившиеся традиции, служители церкви получили в свое распоряжение базилики (др.греч. βασιλική) – «царские дома». Для такого типа сооружений характерна форма вытянутого прямоугольника, имеющего нечетное количество нефов (обычно – 3, реже — 5). Еще одна отличительная черта базилики – отсутствие явно выраженного купола.
Помимо чисто архитектурного термина, в католической церкви «базилика» — это еще и особый титул. Наиболее старые и значимые для католиков храмы и соборы удостаиваются чести получить от Папы Римского звание базилики одной из пяти степеней (архибазилика, великая, папская, патриархальная и малая).
С момента становления христианства существовало негласное разделение на Западную и Восточную ветви. Первая представляла собой католическую церковь с главенством Римских пап, а вторая – православие с патриархатом в Константинополе. Многовековые разногласия между латинской и православной церквями по ряду церковных догматов, привели к тому, что в 1054 году папа Римский Лев IX и патриарх Михаил Керуларий предали друг друга взаимной анафеме.
Великая схизма, не только навсегда разделила христиан на православных и католиков, но и оказала влияние на все сферы, в том числе и на внешний облик церковных построек. Так, образ базилик в большей степени стала наследовать католическая архитектура. В средние века романский стиль эволюционировал в готику, а позднее — в барокко и рококо. В общем же смысле «храм» (правосл. chormъ) – это дом, в котором существует алтарь и совершаются церковные обряды.
Православная архитектура обрела собственную модель церкви -«собор» (др.слав. сборъ). Произошедшее от старославянского «сбор», то есть, место для сбора, собор представляет собой главную церковь поселения, где происходят служения и обряды. Именно соборы характеризуются византийской купольной манерой построения и ярко выраженной крестообразной формой строений.
Католические церкви Рима
Поскольку в Риме зародилась и окрепла католическая вера (лат. Catholicismus – «всеобщий», «единый»), то большую часть церквей города составляют католические храмы и соборы. Наиболее старые и титулованные церкви Рима расположены на территории столицы и города-государства Ватикан. На их отделку, реставрацию и содержание понтификат не жалел средств, поэтому столичные храмы представляют собой захватывающее зрелище.
Латеранская базилика
Главный собор Рима – (Basilica di San Giovanni in Laterano) была заложена еще в IV веке. Один из первых христианских храмов является «архибазиликой», в которой расположены папский трон и кафедра. Во внешнем и внутреннем оформлении данный кафедральный собор сохранил множество элементов раннехристианской эпохи. Средневековое оформление фасада заботливо скрывает старинные мозаики от осадков и прямых солнечных лучей.
Интерьер Сан-Джованни ин Латерано изобилует росписями на тему Бытия, а также деяний апостолов Павла и Петра. Внутри храма находятся богато убранные часовни, хранящие гробницы понтификов и знаменитых граждан Рима.
Адрес: Piazza di San Giovanni in Laterano, 4
Латеранский дворец (Palazzo del Laterano)
Обитель понтификов, расположенная рядом с Латеранской базиликой, была возведена в IV столетии. До начала XIV палаццо неизменно исполнял свою роль, пока понтификат не был перемещен во французский Авиньон. После нескольких реконструкций имеет типичный для дворцов вид.
В современное время Латеранский дворец вмещает в себя один из музеев Ватикана.
Особый пиетет у посетителей вызывает католическая Святая Святых или же Капелла Санкта-Санкторум (лат. Sancta Sanctorum). Часовня, посвященная Святому Лаврентию, содержит гробницы Римских пап. Многие реликвии были перемещены из Святая Святых в Латеранскую базилику. Из оставшихся в капелле ценностей ценится нерукотворная икона VI века с ликом Иисуса. Также сохранились фрески XIII столетия и священные дары, присланные в VIII веке из Константинополя.
Адрес: Piazza San Giovanni in Laterano
Базилика Святого Климента (Basilica di San Clemente)
В первую очередь интересна как настоящий памятник истории и археологии. Основание здания было заложено еще в I веке н.э. консулом Титом Флавием Климентом, бывшем в родстве с цезарями. Во времена гонения христиан, знатный римлянин тайно укрывал у себя приверженцев веры, в том числе и Святого Петра. В IV столетии имение было превращено в древний христианский храм. Современный фасад церкви – это яркий образчик романской архитектуры, характерной для XII века.
Из реликвий, хранящихся в базилике, особо почитаются: мощи Святого Климента, одного из первых христианских епископов, священномученика Игнатия Богоносца. Старинная католическая церковь расположена неподалеку Латеранской базилики и Колизея (Colosseo).
Адрес: Via Labicana, 95
Санта-Мария-Маджоре (Basilica di Santa Maria Maggiore)
Папская базилика, основанная в V веке н.э. на Эсквилинском холме Рима. Католическая церковь посвящена святой Деве Марии. Внешний стиль – соединение строгого романского и более роскошного рококо. Над церковью возвышается высокая колокольная башня.
В интерьере большое впечатление производят раннехристианские мозаики, богатое украшение нефов, а также роскошные часовни, в которых покоятся понтифики и знаменитые итальянцы.
Адрес: Piazza di S. Maria Maggiore, 42
Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro)
Входит в число четырех патриарших базилик вечного города, обладает солидными размерами и торжественным убранством. Официально заложенный в первой половине XVII века, кафедральный собор находится на том месте, где по старинным преданиям, в I столетии н.э. был захоронен святой Петр. К созданию грандиозного храма приложили руку выдающие средневековые архитекторы: Донато Браманте (Donato Bramante), (Raffaello Santi), (Giovanni Lorenzo Bernini) и (Michelangelo Buonarroti).
Перед роскошным белоснежным фасадом собора раскинулась обширная площадь круглой формы. В дни больших церковных праздников, а также в особенных случаях, в стенах собора происходят церемонии при участии папы Римского. Собор и площадь совместно способны принять до 460 тысяч прихожан.
Адрес: Piazza San Pietro, Città del Vaticano
Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (Basilica di San Paolo fuori le Mura)
Великая папская базилика, по меркам императора Аврелиана (III век н.э.) расположена за . Церковь была построена Константином Великим на месте предполагаемого захоронения Святого Павла. Обширное здание украшено античными колоннами. Большой интерес представляет галерея, наполненная портретами понтификов.
За прошедшие века храм неоднократно подвергался разграблениям и пожарам. До наших дней дошли: мозаика V века и некоторые элементы внутреннего декора. Большая часть интерьера была воссоздана в ходе масштабной реконструкции в XIX столетии. Во время раскопок под главным алтарем был обнаружена древняя каменная гробница, в которой якобы покоятся мощи апостола Павла.
Адрес: Piazzale San Paolo, 1
Церковь святого имени Иисуса (Иль-Джезу) (La chiesa del Santissimo Nome di Gesu)
Главный храм ордена Иезуитов посвящен имени сына Божьего, а посему его короткое название звучит как Церковь Джезу (Иисуса). Небольшое белое здание уютно устроилось в историческом центре Рима. Храм был построен в XVI веке знаменитым архитектором Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta), приверженцем вычурного маньеризма.
Особое впечатление на посетителей производят расписные потолки нефа и купола церкви. Персонажи из Библии и святого писания выполнены настолько искусно, что выглядят объемными.
Адрес: Via degli Astalli, 16
Сан-Карло алле Куатро Фонтане (San Carlo alle Quattro Fontane)
Средневековая церковь, построенная архитектором (Francesco Borromini) для канонизации кардинала Карло Борромео (Carlo Borromeo). Силуэт храма, как и его внешняя отделка наполнены изящными линиями и витиеватыми росчерками барочного стиля. Здание увенчано высоким овальным куполом, украшенным изнутри лепниной с геометрическим рисунком. В интерьере преобладает белый цвет и барочная лепнина.
Интересно, что церковь Сан-Карло расположена возле улицы четырех фонтанов (Via delle Quattro Fontane), украшенной 4-я ренессансными фонтанами XVI столетия.
Адрес: Via del Quirinale, 23
Сант-Иво алла Сапиенца (Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza)
Храм был построен в XVII веке для того, чтобы быть освященным в честь Святого Иво Бретонского, заступника ордена Иезуитов. Автором проекта являлся Борромини, который придал зданию пышный барочный дизайн. Церковь имеет необычный для католических храмов вид шестиугольника с закругленными краями. Сант-Иво представляет единый архитектурный ансамбль с арочной аркадой университета Ла Сапиенца (Universita degli studi di Roma La Sapienza).
Внутри церкви царят характерные для Борромини белый цвет и изысканная отделка. Высокий купол храма покрыт затейливой лепниной.
Адрес: Corso del Rinascimento
Сант-Аньезе-ин-Агоне (Basilica Sant’Agnese in Agone)
Церковь, освященная во имя Святой Агнессы Римской была построена в XVII веке Джироламо Райнальди (Girolamo Rainaldi). Окончательный вид храму придал Борромео, поэтому фасад здания сочетает в себе маньеризм и барокко. Интерьер храма изобилует мраморными барельефами. Особую атмосферу создает расписной купол. В часовне хранится саркофаг папы Римского Иннокентия X.
Базилика св. Агнессы стоит на площади Навона (Piazza Navona ), богатой другими достопримечательностями Рима.
Адрес: Piazza Navona / Via S. Maria dell’Anima 30/A
Санта-Мария-делла-Кончеционе (Santa Maria della Concezione dei Cappuccini)
Католическая церковь XVII столетия, принадлежащая ордену Капуцинов, имеет скромные размеры и простой внешний вид. Внутри церкви можно полюбоваться полотнами Караваджо (Michelangelo da Caravaggio), Пьетро да Кортона (Pietro da Cortona) и Доменикино (Domenichino).
Особый трепет у посетителей вызываю крипты церкви Капуцинов. Шесть подземных помещений содержат украшения, выполненные из останков монахов. Около 4 тысяч служителей Божьих, умерших с XVI по XIX столетие, были перемещены с римского кладбища в крипту. Леденящий душу декор из черепов и костяков, был исполнен служителями ордена.
Адрес: Via Vittorio Veneto, 27
Санти-Апостоли (Santi Apostoli)
Католическая церковь, основанная в VI веке н.э., в которой изначально почитали апостолов Иакова и Филиппа. В течении прошедших веков, название церкви сменилось на Святых Апостолов или же 12 Апостолов. Трехнефная романская базилика существенно обновила свой облик в XVIII веке. Ученик великого Бернини, Карло Фонтана (Carlo Fontana), превратил скромный храм в величественное барочное здание.
Во внутреннем интерьере выделяются гробницы: папы Климента XIV работы Каннова и кардинала Пьетро Риарио. А также фреска Доменико Муратори (Domenico Muratori) «Мученичество св. Филиппа и Якова».
Адрес: Piazza dei Santi Apostoli, 51
Санта-Сусанна (Chiesa di Santa Susanna alle Terme di Diocleziano)
Скромная церковь была возведена в V веке на месте мученической смерти святой Сусанны Римской. Здание храма несколько раз было перестроено. Примечательно, что нынешний фасад церкви считается одним из первых образцов барочного стиля. Изнутри церковь богато украшена декоративными панелями и скульптурами. Главный алтарь, украшен росписями, на которых изображена св. Сусанна.
На данный момент Санта-Сусанна является главным католическим храмом для граждан США.
Адрес: Via 20 Settembre, 14
Замок Святого Ангела (Castel Sant’Angelo)
– это древний исторически памятник, обладающий замысловатой судьбой. Приземистый монумент округлой формы возник на берегу Тибра во II веке н.э. Император Адриан задумал использовать строение в качестве семейного мавзолея. В VI столетии усыпальница обрела свое нынешнее имя, по воле папы Григория I, увидевшего ангела, снисходящего к куполу мавзолея.
В средние века понтификат активно использовал мавзолей для своих нужд, в том числе и для тайного перемещения между Ватиканом и Римом. К XVI столетию замок был переоборудован в настоящую крепость, в которой папа Климент VII скрывался от испанских войск. Впоследствии Замок Святого Ангела стал темницей для защитников столицы.
В настоящее время памятник сохранил в себе часть древних строений мавзолея, которые в XV-XVI века были реконструированы Ватиканом. Современные реликвии замка: древние урны с прахом цезарей, дворик Ангела (XV в.), лоджии, залы и апартаменты, принадлежавшие папам средневековой эпохи. Помимо всего прочего, с террасы замка открывается великолепный вид на Вечный город.
Адрес: Lungotevere Castello, 50
Базилика Максенция и Константина (Basilica di Massenzio di Costantino)
Или Новая базилика некогда представляла собой крупнейший христианский храм Рима. Идея строительством базилики в 312 году посетила императора Максенция, который вскоре пал от руки своего приемника – Константина. Здание имело беспрецедентную высоту – около 40 м и внушительную площадь – 4 тысячи м2.
Главным украшением базилики являлась большая статуя императора Константина. В настоящее время церковь является частью полуразрушенных развалин Римского форума (лат. Forum Romanum).
Адрес: Clivo di Venere Felice, Foro Romano
Православные церкви Рима
Храм Святой Великомученицы Екатерины (Chiesa di Santa Caterina Martire)
, расположенная в стенах виллы Абамелек (Villa Abamelek), являющейся посольством РФ в Италии. Этот православный храм был построен в 2009 году, хотя средства на его создания начали собирать еще во времена царской России. Начало строительства было положено в 2001 году, а в мае 2009 состоялось его освещение в честь великомученицы Екатерины.
Внутри храма выделяются фрески и резной иконостас, выполненные представителями Московской духовной семинарии. Православная церковь богата ценными реликвиями: мощи святых, в частности Екатерины, частица Животворящего Креста Господнего. Храм великомученицы Екатерины находится в подчинении Московского патриархата.
Адрес: Via del Lago Terrione, 77
Николаевская церковь (Chiesa Ortodossa Russa di San Nicola Taumaturgo)
Один из наиболее старых православных храмов в Риме, да и во всей Италии. Церковь была запланирована к постройке еще в начале XIX столетия, однако обрела постоянный адрес лиши в 1931 году. Для нужд русских верующих был выделен дворец, ранее принадлежавший Чернышевой, который со временем освятили в честь чудотворца Николая.
Убранство церкви составляет позолоченный иконостас XIX века, украшенный ликами великомученицы Екатерины и святой царицы Елены. Особенно ценные святыни: икона Божьей Матери, написанная монахами со святой горы Афон. Иконы святителя Николая Чудотворца и Александра Невского, лик Спасителя и Богоматери. Крест, с заключенными в него святыми мощами, подаренный королевичем Христофором Гергиевичем.
Адрес: via Palestro, 69/71
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты