Презентация кто как готовится к зиме. Презентация по окружающему миру на тему "Как разные животные готовятся к зиме" (2 класс)
Поступление в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) - это период великих перемен в жизни малыша. Происходит его переход из знакомой и обычной для него семейной среды в особую микросреду, которая значительно отличается от прежних условий.
Особенностями ДОУ являются,
- во-первых, длительное совместное пребывание большого количества детей, увеличивающее возможность перекрестного инфицирования и более сильного их утомления;
- во-вторых, определенные педагогические стандарты в подходах к воспитанникам детских садов, которые могут оказаться непривычными для ребенка и вызвать у него отрицательные эмоциональные и поведенческие реакции.
Привыкание к новым условиям часто влечет за собой развитие так называемого адаптационного синдрома, который оказывает в ряде случаев неблагоприятное влияние на состояние здоровья ребенка.
Рациональная и заблаговременная подготовка к поступлению в дошкольное учреждение сводит к минимуму риск развития тяжелой .
Она включает следующие мероприятия:
1. Обеспечение оптимального состояния здоровья ребенка.
Для этого необходимо перед оформлением в ДОУ провести углубленный осмотр малыша всеми необходимыми для данного возраста специалистами с определением уровня его физического и нервносихического развития, а также лабораторные исследования (анализы крови, мочи, кала на яйца глистов). При выявлении каких-либо отклонений в состоянии здоровья и развитии необходимо выполнить оздоровительные и коррегирующие мероприятия.
2. Предварительная вакцинация в соответствии с возрастом ребенка, позволяющая предупредить заражение ребенка инфекционными заболеваниями.
Однако надо иметь в виду, что формирование иммунитета после проведенной вакцинации также вызывает напряжение адаптационных систем организма. Вследствие этого направлять ребенка в ДОУ можно не раньше, чем через две-три недели после последней прививки.
3. Максимальное приближение домашнего режима и питания к детсадовскому.
Это позволит заблаговременно, в привычной, домашней обстановке создать у ребенка новые стереотипы. Данные мероприятия помогут уменьшить адаптационную нагрузку при поступлении в ДОУ. Изменять режим ребенка надо не менее чем за две недели до начала его посещения, а лучше - значительно раньше.
4. Разъяснительная работа с родителями.
Необходимо объяснить им важность предстоящего изменения в жизни ребенка, ознакомить с педагогическими подходами, используемыми в детском учреждении, дать рекомендации по коррекции неправильного семейного воспитания, если таковые имеются. Следует также объяснять родителям нежелательность оформления в ДОУ ребенка до двух лет, а в некоторых случаях - до трех, так как в этом возрасте у него особенно высока потребность в постоянных контактах с близкими людьми.
Возраст с шести месяцев до полутора лет крайне нежелателен для радикальных изменений в жизни ребенка и его окружении.
Привыкание ребенка к условиям ДОУ, особенно в раннем возрасте, желательно сделать плавным:
- в течение первой недели оставлять его в группе не более чем на 3-4 часа до обеда или после сна дома;
- при негативных эмоциональных реакциях дать ребенку отдохнуть от посещений детского учреждения в течение двух-трех дней.
Родители могут поиграть с ним дома в детский сад, сделать так, чтобы ребенок почаще находился в среде старших детей, которые умеют самостоятельно выполнять простые вещи: одеваться, ходить в туалет, есть ложкой, убирать свои вещи.
Персоналу группы желательно ознакомиться с домашними условиями жизни ребенка и в первые дни придерживаться привычных для него стереотипов и подходов. Более легкой адаптации способствует постепенное заполнение групп, позволяющее уделить достаточное внимание каждому ребенку в период привыкания к новым условиям.
Во время адаптационного периода рекомендуется завести на всех воспитанников карты адаптации, в которых отмечаются особенности их состояния и поведения . При осмотре следует особое внимание уделять носоглотке: даже легкое покраснение зева и умеренные выделения из носа служат поводом для перевода на домашний режим до полного выздоровления. Профилактические прививки в этот период не проводятся.
Правильная подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение и мягкое ведение адаптационного периода позволяют малышам достаточно легко, без существенных
издержек для физического и нервно-психического здоровья приспособиться к новым условиям.
Это крайне важно еще и потому, что неблагоприятное течение первой социальной адаптации значительно повышает риск тяжелой адаптации и в дальнейшем, а каждая повторная тяжелая адаптация неблагоприятно сказывается на развитии личности.
Термин «адаптация» означает приспособление. Это универсальное явление, характерное для всего живого.
У человека существует специальная функциональная система, состоящая из коры больших полушарий головного мозга, гипоталамуса, гипофиза и коры надпочечников, вступающих в сложные функциональные взаимоотношения при осуществлении приспособительных реакций, сопровождающихся определенными сдвигами в регуляции обмена веществ. Она же осуществляет и социальную адаптацию, вовлекающую все сложные поведенческие акты человека.
Адаптация создает условия для более эффективного существования организма. Если человек здоров и его физические системы работают в оптимальном режиме, то это указывает на физиологическую адаптацию.
Между тем, если возникает необходимость какого-то изменения, заинтересованные системы начинают работать более интенсивно, так что всякая перестройка реакций требует усиления функции, напряжения. Такое состояние обозначается как напряженная адаптация. При социальной адаптации ее причинами могут быть либо резкое напряжение психической деятельности, либо необходимость менять привычные формы поведенческих реакций. Наибольшее значение при этом имеет функциональная выносливость центральной нервной системы.
Если при напряженной адаптации не превышаются возможности системы адаптационных механизмов, то такое напряжение, перестройка приводят к новому уровню физиологической адаптации, то есть к реакциям, более отвечающим потребностям данной ситуации. При превышении адаптационных возможностей функциональные системы начинают работать в неблагоприятных режимах. Возникает патологическая адаптация . Ее типичное проявление - болезнь.
Рождение ребенка - яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного к внеутробному существованию требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма - кровообращения, дыхания, пищеварения. Она невозможна без соответствующего врожденного уровня готовности адаптационных механизмов.
Здоровый новорожденный имеет этот уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внеутробных условиях. Система адаптационных механизмов созревает и совершенствуется в течение роста и развития ребенка. Неблагополучная беременность, повреждения при родах, заболевания в первые месяцы жизни снижают его адаптационные возможности.
После рождения у ребенка формируются стереотипы поведения, связанные с особенностями микросреды, в которой он воспитывается. В течение первого полугодия жизни реакции такого типа формируются на режим, способ вскармливания, микроклимат.
С шести до девяти месяцев жизни присоединяются реакции на способы ухода за ребенком, то есть он привыкает к тому, как его кормят, укладывают, как организовано бодрствование. В возрасте девяти-десяти месяцев (при семейных условиях воспитания) формируется еще одна реакция - привязанность к взрослому, удовлетворяющему потребности малыша.
С возрастом у него расширяются возможности сознательно воспринимать впечатления от окружающего мира и активно действовать, но с помощью взрослого, постоянно находящегося с ним. Этот механизм лежит в основе формирования привязанностей, которые имеют колоссальное значение для дальнейшей жизни человека.
Одна из проблем, которая решается в ДОУ, - проблема адаптации детей.
В этот период у ребенка возникает перестройка ранее сформированных динамических стереотипов и помимо иммунной и физиологической ломки происходит преодоление психологических преград. Стресс может вызвать у него защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, ухода в себя.
Поэтому переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение необходимо сделать по возможности более плавным.
Для этой цели разработаны психолого-педагогические параметры, которые дают возможноcть прогнозировать течение адаптации и предполагают индивидуальный подход к детям в ДОУ и в семье в этот период . Они состоят из трех блоков:
1. Поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей;
2. Уровень нервно-психического развития;
3. Некоторые характерологические черты личности ребенка.
Уже в раннем возрасте (второй-третий годы жизни) наибольшее значение в период адаптации имеет уровень социализации , в частности, наличие или отсутствие общения ребенка со сверстниками. Немаловажную роль играет формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.
Положительное влияние на течение процесса адаптации оказывает вопрос его организации.
Желательно, чтобы воспитатель заранее познакомился с детьми, поступающими в дошкольное учреждение, и оценивал их по следующим параметрам:
- настроение;
- сон, засыпание (их длительность и характер);
- аппетит;
- отношение к высаживанию на горшок;
- навыки опрятности;
- отрицательные привычки;
- уверенность в себе;
- инициативность во взаимоотношениях со взрослыми, с детьми;
- самостоятельность в игре;
- социальные связи со взрослыми;
- контакты с детьми;
- адекватное отношение к оценке взрослым;
- был ли опыт разлуки с близкими (санаторий, больница);
- аффективная привязанность к кому-либо из взрослых.
Поступление ребенка в ДОУ требует переделки сформировавшихся стереотипов.
Для него изменяются все основные условия среды: материальная (интерьер группы), приемы обращения и воспитания, происходит встреча с новыми взрослыми и детьми. В связи с возрастными особенностями высшей нервной деятельности детей (малая подвижность нервных процессов, низкий предел работоспособности нервных клеток) приспособление к пребыванию в детском учреждении представляет значительные трудности, особенно в возрасте с шести месяцев до полутора лет.
Изменения среды приводят к перенапряжению адаптационной системы ребенка, вызывая ухудшение его эмоционального состояния и нарушение поведения (нарушается сон, аппетит, малыш отказывается играть с другими детьми), возникают сдвиги в вегетативной нервной системе (изменяется температура и биоэлектрическая активность кожи, соотношение количества адреналина и норадреналина в моче), снижаются защитные силы организма, что может способствовать возникновению заболеваний в это период.
Комплексное рассмотрение всех проявлений адаптации позволило определить основные этапы привыкания к новым условиям среды, факторы, определяющие степень тяжести адаптационного периода, и наметить пути профилактики дезадаптации:
- Острый период - более или менее ярко выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой социальной микросреды.
В это время наиболее выражены нарушения поведения, взаимоотношений со взрослыми и детьми, речевой активности, игры, общего физического состояния, в частности, отмечаются колебания массы тела, снижается
устойчивость к инфекциям.
- Подострый период (собственно адаптация) - ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения.
В это время постепенно уменьшается выраженность сдвигов по системам: быстрее всего нормализуется аппетит (до 15 дней); более продолжительны нарушения сна и эмоцио-
нального состояния; медленнее всего восстанавливаются игра и речевая активность (до 60 дней; выравнивается уровень гормонов в моче, отражающий напряженность адаптационных процессов).
Период компенсации (адаптивность к новым условиям) - все перечисленные показатели нормализуются, то есть достигают исходного уровня.
По особенностям течения первых двух периодов выделяют легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.
Легкая адаптация.
Продолжительность нарушений в поведении - до 20 дней. Отмечается незначительное ухудшение аппетита. В течение 10 дней объем съедаемой ребенком пищи увеличивается до возрастной нормы. Восстановление сна происходит в течение 7-10 дней.
Эмоциональное состояние, речевая активность и взаимоотношения с детьми нормализуются через 15-20 дней, иногда раньше. Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушены. Двигательная активность не снижается. Функциональные сдвиги выражены минимально. Они нормализуются до конца первого месяца. Заболеваний у ребенка в период адаптации не
возникает.
Легкая адаптация наблюдается в основном у детей младше восьми-девяти месяцев и старше полутора лет, с благополучным анамнезом и хорошим исходным состоянием здоровья.
Адаптация средней тяжести. Все нарушения в поведении более длительны. Сон и аппетит нормализуются не раньше чем через 20-30 дней.
Период угнетения интереса к окружающему - в среднем 20 дней; речевая активность не восстанавливается в течение 20-40 дней; эмоциональное состояние неустойчиво в течение месяца; наблюдается значительная задержка двигательной активности, ее восстановление происходит после 30-35 дней пребывания в учреждении. Взаимоотношения со взрослыми не нарушены. Все функциональные сдвиги выражены отчетливо, особенно в дни, предшествующие заболеванию. Оно, как правило, возникает при адаптации средней тяжести в виде острой респираторной инфекции, однократной и текущей без осложнений.
Такое течение адаптации чаще всего регистрируется у детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, или при плохо организованной оздоровительно-воспитательной
работе в ДОУ.
Тяжелая адаптация. Характеризуется значительной длительностью (два-шесть месяцев и больше) и тяжестью проявлений. Может выражаться в двух вариантах, каждый из которых имеет свои ведущие признаки.
При первом варианте тяжелой адаптации ребенок заболевает в течение 10 дней после поступления и затем повторно 4 раза и более за год пребывания в детском коллективе. Некоторые дети практически не бывают здоровыми в течение длительного времени, так как они находятся в острой фазе заболевания либо в состоянии выздоровления. Такое состояние ребенка не может не отразиться на показателях физического и нервно-психического развития.
Этот вариант адаптации встречается, как правило, у детей до полутора лет, имеющих неблагоприятное состояние здоровья до поступления в детское учреждение.
Иногда развивается второй вариант тяжелой адаптации , проявляющийся длительным и выраженным неадекватным поведением ребенка, невротическим состоянием, депрессией. Наблюдается длительное ухудшение аппетита; его восстановление начинается не раньше чем через 3 недели. В отдельных случаях может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при кормлении. Сон также длительно нарушен; засыпание медленное (30-40 минут); сон чуткий, укороченный; засыпание и пробуждение сопровождаются плачем. Снижен интерес к окружающему, ребенок часто избегает контактов с детьми, стремится к уединению или агрессивен.
Эмоциональное состояние длительно нарушено. Нередко малыш плачет в течение всего периода бодрствования, либо состояния пассивности или повышенной раздражительности волнообразно сменяют друг друга. Отношение к взрослым избирательное. Резко снижается двигательная и речевая активность. Ребенок становится капризным, требует повышенного внимания, вскрикивает во сне, легко пугается.
Поведение улучшается медленно, эти периоды неустойчивы. Возможны возвраты к плаксивому и пассивному состоянию. Темп нервно-психического развития замедляется. Ребенок начинает отставать в развитии речи и игры.
Как правило, такая форма тяжелой адаптации отмечается у детей старше полутора лет при сочетании неблагоприятных биологических и социальных факторов (общее неблагополучие семьи, неправильные подходы к воспитанию, отклонения в функциональном состоянии всех систем организма, прежде всего нервной системы).
Установлен ряд факторов, определяющих, насколько успешно малыш справится с предстоящими ему изменениями в привычном образе жизни.
Они связаны с его физическим и психологическим состоянием, тесно переплетены и взаимно обусловлены.
Во-первых, это состояние здоровья и уровень развития.
Здоровый, развитый по возрасту малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов. Он эффективнее справляется с трудностями. На состояние его здоровья влияет течение беременности (токсикозы, болезни матери) и родов у нее, заболевания в периоде новорожденности и в первые месяцы жизни, частота заболеваемости в период перед поступлением в ДОУ. Последующие заболевания неблагоприятносказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие.
Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводят к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода. У него возникает стрессовое состояние и, как следствие, заболевание.
Вторым фактором является возраст, в котором малыш поступает в детский сад.
С ростом и развитием изменяется степень и форма привязанности ребенка к постоянному близкому взрослому. В первом полугодии жизни малыш привыкает к тому, кто его кормит, укладывает спать, ухаживает за ним. Во втором - усиливается потребность в активном познании окружающего мира, и эти возможности расширяются. Ребенок уже может самостоятельно перемещаться в пространстве, свободнее действует руками. Между тем он еще очень сильно зависит от взрослого, который ухаживает за ним. У него возникает сильная эмоциональная привязанность к человеку, постоянно находящемуся рядом, обычно к маме.
В возрасте от девяти-десяти месяцев до полутора лет она выражена более сильно. С течением времени у малыша появляется возможность речевого общения и свободного перемещения в пространстве. Он активно стремится ко всему новому, и зависимость от взрослого постепенно ослабляется. Тем не менее ребенок по-прежнему остро нуждается в чувстве защищенности, опоры, которое дает ему близкий человек. Потребность в безопасности у него так же велика, как в еде, сне, теплой одежде.
Третьим фактором, сугубо психологическим, является степень сформированности у ребенка общения с окружающими и предметной деятельности.
Переход к режиму ДОУ труден даже для здоровых малышей. Для уменьшения негативных проявлений организма детей, возникающих в период адаптации их к детскому учреждению, родителям, по возможности, лучше взять на этот период часть отпуска, чтобы в первые дни приводить малыша домой пораньше. Также следует установить доверительные отношения с воспитателями и другими сотрудниками ДОУ.
Литература:
1. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Владос, 2004.
2. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 6-е изд., исп. - М.: Академия, 2006.
3. Яковлева Н. В., Кулганов В. А. Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад // Муниципальный округ УРИЦК. - 2014. - № 23 (228). - 3 сентября; № 24 (229). -
9 сентября; № 25 (230). - 11 сентября; № 26 (231). - 18 сентября.
Материал предоставлен , апрель 2015.
Адаптация детского организма к условиям дошкольного учреждения
3. Классификация тяжести адаптации детей
Каждый ребёнок переживает период адаптации индивидуально. Некоторые малыши привыкают к новому режиму за пару недель и при этом отлично себя чувствуют, их аппетит в течение всего периода адаптации сохраняется. Другие малыши тяжело переносят адаптацию, они находятся в подавленном состоянии, при этом аппетит отсутствует. Плохой аппетит у таких малышей может быть и в домашних условиях.
Врачи и психологи различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакции.
При легкой адаптации в течение месяца у ребенка нормализуется поведение по тем показателям, о которых мы говорили выше, он спокойно или радостно начинает относиться к новому детскому коллективу. Аппетит снижается, но не намного и к концу первой недели достигает обычного уровня, сон налаживается в течение одной-двух недель. К концу месяца у малыша восстанавливается речь, игра, интерес к окружающему миру. Отношения с близкими людьми при легкой адаптации у ребенка не нарушаются, он достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2-3-й недели восстанавливается. Острых заболеваний не возникает.
Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче и длительнее. Сон и аппетит восстанавливаются только через 20-40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность: малыш становится плаксивым, малоподвижным, не стремится исследовать новое окружение, не пользуется приобретенными ранее навыками речи. Все эти изменения держатся до полутора месяцев. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это может быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость, "тени" под глазами, "пылающие" щечки, могут усиливаться проявления экссудативного диатеза. Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое, как правило, протекает в форме острой респираторной инфекции.
Особую тревогу вызывает состояние тяжелой адаптации. Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль - не предохраняют организм от многочисленных инфекционных агентов, с которыми ему постоянно приходится сталкиваться. Это неблагоприятно сказывается на физическом и психическом развитии малыша. Этот вид тяжелой адаптации чаще встречается у детей 1,5-2 лет жизни, имеющих в анамнезе отклонения в здоровье, последствия токсикоза беременности у матери, осложнения в родах, заболевания периода новорожденности. Другой вариант течения тяжелой адаптации: неадекватное поведение ребенка настолько тяжело выражено, что граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, у ребенка может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке его накормить. Малыш плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами. Сон чуткий, короткий. Во время бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или агрессивен по отношению к ним; постоянно плачущий или безучастный, ничем не интересующийся, судорожно сжимающий в кулачке свою любимую домашнюю игрушку или носовой платочек. Нам, взрослым, трудно осознать степень его страданий. Ребенок, бурно выражающий свой протест против новых условий криком, громким плачем, капризами, цепляющийся за маму, падающий в слезах на пол, неудобен и тревожен для родителей и воспитателей, но вызывает меньше беспокойства у детских психологов и психиатров, чем ребенок, впадающий в оцепенение, безразличный к тому, что с ним происходит, к еде, мокрым штанишкам, даже к холоду. Такая апатия является типичным проявлением детской депрессии. Страдает общее состояние организма: наблюдается потеря в весе, беззащитность перед инфекциями, появляются признаки детской экземы или нейродермита. Улучшение состояния происходит крайне медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития замедляются, появляется отставание в речи, игре, общении. Иногда на восстановление здоровья такого ребенка требуется несколько лет. Адаптация такой тяжести проявляется чаще всего у детей с трех лет, когда наиболее активно осуществляется формирование личностных качеств, психика характеризуется бурным развитием и становится особенно ранимой и чувствительной к отягощающим развитие обстоятельствам, а также у часто болеющих детей, из семей с гиперопекой. В анамнезе таких детей регистрируются неблагоприятные биологические факторы - патология беременности и родов у матери, приводящая к гипоксии плода и новорожденного. В результате тяжелой адаптации может наступить как физическое, так и психическое истощение организма ребенка, что указывает на его дезадаптацию и исключает возможность посещения дошкольного образовательного учреждения. Дети с тяжелой адаптацией нуждаются в повторных консультациях педиатра, невропатолога, психолога в таком случае специалисты могут порекомендовать родителям повременить с поступлением ребенка в ДОУ, пока он не окрепнет, а его нервная система не станет более крепкой.
Подводя итоги, можно сказать, что неблагоприятное течение адаптации к дошкольному образовательному учреждению ведет к замедлению интеллектуального развития, негативным изменениям характера, нарушениям межличностных контактов с детьми и взрослыми, т.е. к ухудшению психического здоровья.
Адаптация детей в детском учреждении средствами физической культуры
Адаптация - приспособление организма, личности или группы к измененным внешним условиям. С поступлением ребенка 2-3 лет в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня...
Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. «Адаптация является активным процессом...
Адаптация детей раннего дошкольного возраста в условиях сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей
Адаптация означает - приспособление (от лат. adaptation - приспособляю) организма к условиям существования. В современной педагогической энциклопедии различают биологическую адаптацию, физиологическую и социальную...
Адаптация ребёнка к условиям детского учреждения
Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее, используются различные адаптационные методики и приёмы. Прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды...
Взаимодействие специалистов ДОУ и семьи как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации...
Выявление и решение проблем адаптации у детей дошкольного возраста на базе ДОУ №50
Проблема адаптации человека всегда интересовала научную общественность и относится к числу фундаментальных как в психологии, так и во многих других областях научного знания: философия, социология, общая и медицинская психология...
Изучения проблемы педагогической поддержки первоклассников с риском дезадаптации
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что период 6-8 лет - по праву можно считать одним из наиболее трудных периодов в жизни ребенка...
Методика преподавания темы: "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов" в 7 классе
Обучение детей с общим недоразвитием речи сравнению предметов по тяжести и сосудов по вместимости
Особенности развития речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста
Детей с однородными нарушениями речи можно объединить в группы, что представляется удобным при проведении коррекционной работы. Обычно выделяются группы со следующими нарушениями: Ш фонетико-фонематические нарушения (ФФН...
Подготовка дошкольников с псевдобульбарной дизартрией к овладению письмом и чтением
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи...
1.1 Особенности и специфика адаптации детей к ДОУ Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом...
Психологические особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Главной задачей педагогического коллектива детского сада является создание таких условий, при которых каждый ребенок сможет как можно более легко и с минимальными «последствиями» адаптироваться к новой жизни...
Социальная адаптация детей дошкольного возраста с глубоким нарушением слуха
Дефект глухоты и тугоухости в обществе - проблема социальная. Л.С. Выготский назвал дефект - "социальным вывихом". Это основная причина детской дефективности: «Физический дефект вызывает как бы социальный вывих...
Социальная адаптация ребенка
Дети по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального напряжения при адаптации к условиям детского учреждения. Различают легкую адаптацию...
Лина Дмитриева
Адаптация ребенка к детскому саду
«Адаптация ребенка к детскому саду »
Наступает новая жизнь, когда маленький ребенок впервые выходит в мир. И начинается большая жизнь обычно с детского сада .
Что такое адаптация ?
Вхождение в новую среду и приспособление к новым условиям социального существования, к новому режиму.
Комплекс процессов и действий, направленных на приспособление к изменяющимся условиям существования.
Уровни адаптации
Физиологический
Психологический
Психологический уровень адаптации (предстоит привыкнуть)
К отсутствию значимого взрослого (мамы, папы)
Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать
Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами
Необходимости отстаивать свое личное пространство
Физиологический (надо привыкнуть)
К новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам (необходимости сидеть, слушать, выполнять команды)
Невозможности уединения
Необходимости самоограничений
Новой пищи, новым помещениям, освещенности, запахам
Степени адаптации
В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени адаптации ребенка к детскому саду :
1 – 16 дней - легкая адаптация
20-40 дней – адаптация средней тяжести
от 40 до 64 дней – тяжелая адаптация
Три степени тяжести прохождения адаптационного периода
Легкая адаптация - к 20-му дню пребывания в ДОУ нормализуется сон, ребенок нормально ест не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений.
Средняя адаптация - поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Нервно-психическое развитие насколько замедляется (замедление речевой активности) . Заболеваемость не более 2-х раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений или несколько снизился.
Тяжелая адаптация - характеризуется значительной длительностью (от двух до шести месяцев и дольше) и тяжестью всех проявлений.
Факторы, мешающие адаптации малыша к д/с :
Слишком сильная зависимость ребенка от мамы ;
Чрезмерная тревожность родителей;
Нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу;
Воспитание ребенка в духу вседозволенности;
Неврологическая симптоматика у ребенка : астеничность, гиперактивность и т. п. ;
Болезненность малыша;
Отсутствие в доме адекватного малышу режима дня.
Типичные ситуации, с которыми сталкиваются родители, когда ребенок начинает ходить в детский сад (начало адаптационного периода )
«НЕ ХОЧУ!» Ребенок плачет , капризничает каждый раз, когда приходит время идти в садик. Это позволяет ребенку открыто говорить о том, что ему не нравится. Родители могут ему сочувствовать, говорить, что им действительно жалко, когда он грустит, расставаясь с ними, но "так уж устроен мир - мамы и папы работают, а дети ходят в садики и в школы". Ребенок , который открыто протестует против садика, чаще всего довольно хорошо адаптируется , если родители не ругают его, не стыдят, а выражают сочувствие, оставаясь уверенными в том, что садик - хороший выбор для их ребенка .
ДОМА - КАПРИЗЫ, В САДИКЕ - УСПЕХИ. «Удивительно, но мой сын в садике совершенно не такой, как дома. Мне даже обидно, ведь я дома так стараюсь, а он там гораздо лучше себя ведет, чем со мной. Во-первых, он там ЕСТ. Причем воспитательница говорит, что старается съесть первый и поднимает тарелку похвастаться! А дома я за ним бегаю с ложкой! Во-вторых, он сам ОДЕВАЕТСЯ! Дома может часами ходить в одном носке! Такое впечатление, что всеми плодами моего воспитания и моих усилий пользуются воспитатели в садике : я с ним дома борюсь, а там – «Какой у вас самостоятельный, развитый ребенок !» . Дело в том, что в садике ребенок часто видит именно то место, где его готовы воспринять таким, каким он себя ПОКАЖЕТ.
ЧАСТЫЕ БОЛЕЗНИ. Ребенок начинает болеть буквально с первых дней посещения садика : «неделя в садике - неделя (а порой и две) дома». Многие родители сетуют на садик : мол, недосмотрели, сквозняки, детей заболевших принимают, инфекция. Считая, что дело в конкретном садике, родители переводят ребенка в другой , в третий, но ситуация радикально не меняется. Почему? Чаще всего виноват не садик, а сама ситуация перехода ребенка к самостоятельному пребыванию где-то без родителей. Как известно, физическое и психическое развитие ребенка взаимосвязаны , и организм ребенка иногда помогает ему справляться с тревогами и переживаниями. Чаще всего болеют именно те дети, которые не очень сильно капризничают и плачут, не выражая явно, словами и слезами, нежелание идти в садик. Это «послушные» дети, они хотят, чтобы мамы и папы были довольны их самостоятельностью, и стараются их не расстраивать. Но если адаптация для такого ребенка происходит сложно , организм дает эмоциям «передышку» : ребенок болеет , остается дома. Многие родители замечают, что спустя несколько месяцев после того, как ребенок пошел в садик , он болеет все реже и становится активнее, разговорчивее, взрослее.
ДОМА – «ХОРОШИЙ» , В САДИКЕ – «УЖАСНЫЙ» . «По-моему, воспитательница предвзято относится к моему сыну. Каждый день она рассказывает мне, как он безобразно себя ведет, дерется, забирает у детей игрушки и т. д. Но этого не может быть : он очень послушный, вежливый мальчик! Мы всегда проводили с ним очень много времени, пока я не вышла на работу, я всегда объясняла ему, что можно и что нельзя. Он всегда спрашивает у меня разрешения, если хочет что-то взять! Я просто не понимаю, разве может так быть, что я вижу одно, а без меня происходит совсем другое?.»
Такое вполне возможно. Дело в том, что если родители очень много внимания уделяют правильному воспитанию, слишком контролируют ребенка , оберегают от принятия неверных решений, то ребенок трех-четырех лет , оставшись в садике без них, просто теряется. Он как бы остается без своей СОВЕСТИ, как говорит пословица – «без царя в голове» , ведь его способность к самоконтролю еще не развилась, а дома его совестью и контролем были мама и папа.
Оставшись один, ребенок пытается найти взрослого, который смог бы, как мама, помогать ему быть «правильным» . Именно для этого он ведет себя вызывающе, этот вызов говорит : «Пожалуйста, обуздайте меня, укажите мне мои границы, ВЫДЕРЖИТЕ меня!» Чаще всего доброжелательность окружающих взрослых помогает в скором времени ребенку поверить , что для того чтобы быть достаточно хорошим, вовсе не обязателен постоянный контроль взрослых.
Успокоившись по поводу отсутствия постоянного постороннего контроля за собой, ребенок начинает чувствовать себя увереннее и лучше общаться как со взрослыми, так и со своими сверстниками.
Помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома, читайте, играйте, смотрите вместе мультики, делайте домашнюю работу.
Подчеркивайте, каким большим и умелым стал ваш малыш, как пошел в детский сад , каким он стал сильным, смелым и умным, как многому он учится каждый день в детском саду . Будьте нежны, терпеливы и доброжелательны.
Советы родителям
От родителей во многом зависит эмоциональный настрой ребенка .
Никогда не говорите фразы типа : «Вот будешь вести себя плохо, в садике тебя накажут» .
По утрам когда собираетесь в детский сад , старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день.
Тогда он точно будет удачным и для вас и для ребенка !
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты