Задержка психического развития у ребенка. Моторная заторможенность причины
А теперь вот такое задание: в каждую клеточку ставь точку и громко считай "Одна, две, три" и так далее. Лена старательно выводит точки и, растягивая слова, делая длинные паузы, считает.
А теперь вот такое задание: в каждую клеточку ставь точку и громко
считай "Одна, две, три" и так далее. Лена старательно выводит
точки и, растягивая слова, делая длинные паузы, считает.
- Хорошо, умница, а теперь сделай то же самое, только быстрее.
Девочка испуганно поднимает глаза и чуть слышно, виновато говорит:
"Я быстрее не могу...". На глазах слезы, дрожат губы...
- Вот так всегда, - раздраженно замечает мама.- Я ей: "Побыстрее",
а она чуть что - в слезы. Раньше не была такой плаксой, а теперь до
истерики дело доходит.
Рассказ мамы: "Росла нормально, только ела плохо, часами могла над тарелкой просидеть. Я уж из себя выходила, даже к врачам обращалась, может, болезнь какая, - ничего. До трех с половиной лет дома была, я с ней сидела, а потом пошла в сад.
Дома-то не обращала внимания, как она одевается, сама одевала. Знаете, как дома - тысяча дел, а Лена у меня не одна, тогда уже и младшенький родился. А как пошла в детский сад, так одни жалобы; все уже гуляют давно, а она только одевается; все уже обедают, а она ботинки расшнуровывает. И дома все то же самое... Но самые главные мои мучения начались в прошлом году, когда пошла в школу. Сначала буквы не могли выучить, уроки делали по 3-4 часа. Сколько мы тетрадей исписали, а толку никакого... Вот посмотрите. (Мама протягивает тетради, в которых на каждой странице красными чернилами: "Опять половина задания. Где вторая половина задания?", "И это все?!", "Грязно", "Небрежно", "Не стараешься!".) А сейчас все хуже и хуже и с письмом, и с чтением. У нее двойка по скорости чтения и с математикой не очень..."
Мама еще долго жаловалась на Ленино упрямство и капризы. В своей правоте она не сомневалась и хотела получить один совет: "Как заставить?".
Разговорить Лену нам удалось с большим трудом. И мы узнали: она "самая медленная и весь класс назад тянет"; "измучила маму" - и мама часто наказывает ее: и за плохие отметки, и "за грязь в тетради", и за то, что "все не успевает"... Теперь у нее часто "плохое настроение", "плакать хочется", и болит голова, "особенно когда уроки сажусь делать; маме говорю, а она не верит". А еще Лена боится оставаться одна в комнате и вечером долго не может заснуть. Горестно поджав губы и не по-детски тяжело вздохнув, Лена заканчивает неожиданно: "Надоело все, устала я".
Что и говорить - есть от чего устать этой несчастной девочке, доведенной непониманием взрослых до невроза! Результаты тестирования показали: интеллектуальное развитие, запас знаний и навыков Лены соответствуют возрасту, она удовлетворительно освоила школьную программу. Но темп деятельности (ее индивидуальный темп) более чем в два раза ниже, чем у ее сверстников. Да, она очень медленно пишет; но когда работает в своем темпе - почти нет ошибок, нет дрожащих линий и дополнительных штрихов, нет "грязи". Получается "почти красиво"! Вот читает вслух она действительно плоховато: переставляет и меняет звуки, делает длительные паузы между слогами, иногда словно спотыкается и останавливается. Вообще, делает все неуверенно; вернее, в полной уверенности, что делает неправильно; похвале, подбадриванию в первый момент не верит; долго собирается, прежде чем начать выполнять задание, суетится, нервничает. На "Не спеши", "Не торопись", "Все хорошо" реагирует как на подгонку - настолько привыкла к тому, что "всегда отстает" и ее подгоняют... Результаты обследования показали, что Лена - так называемый медленный или медлительный ребенок.
К сожалению, такого рода ситуации не относятся к числу единичных. И, к еще большему сожалению, ни родители, ни учителя, как правило, не понимают состояния ребенка. И продолжают ставить двойки, ругать за них, упрекать в лени - не обращая внимания на собственные страдания ребенка... А они - не только моральные. Постепенно растет утомляемость, появляются головные боли, нарушается сон... Заканчивается все, как правило, таким резким ухудшением здоровья, что уже нужна не только педагогическая коррекция, но и лечение. А ведь поначалу это не больные дети; просто таковы особенности их нервной системы. Отсюда медленные речь и письмо, оттого они дольше других включаются в работу, труднее переходят с одного вида деятельности к другому. И, как правило, не поспевают за темпом работы класса. Понятно, что происходит дальше: постоянный страх отстать, неуспехи, недовольство учителя и родителей, вечные понукания - все это ведет прямым путем к нарушениям в состоянии здоровья...
Учителей не нужно убеждать в необходимости индивидуального подхода
к таким детям - они про это сто раз слышали. Но на практике... на
практике почти ничего не получается! Оправдание - переполненность
класса, трудности с сегодняшними детьми, интенсивность сегодняшнего
процесса обучения. И вот таких детей стараются либо не замечать, либо
требуют: "Быстрее!", а при невыполнении задания ставят двойки.
Уже во второй четверти накапливаются пробелы в знаниях, резко снижается
успеваемость и... из категории неуспевающих ребенок, как правило,
не выходит. И нередко родители уже считают своего ребенка не очень
способным, а то и тупым. Как это, мол, другие все успевают, а он,
кажется, не понимает, что надо быстрее. А не понимают сами родители
- дело не в способностях, а в том, что ребенку
постоянно навязывается непосильный для него темп работы!
Слишком
быстро говорит учитель, слишком быстро меняется вид деятельности,
слишком быстро все открыли тетради и пишут; а потом делают что-то
другое, а он еще пишет...
Доказано: даже небольшая степень медлительности
сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. И поэтому помощь
таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и
отклонения в здоровье, а с первых дней в школе!
Детей медлительных у нас не так уж мало: по некоторым данным - 22
% (по нашим наблюдениям меньше - 10-12 %, но мы не включаем в это
число тех детей, у которых медлительность связана с леворукостью,
частыми заболеваниями, общей ослабленностью). У
"истинно медлительных" - низкая подвижность нервных процессов
;
это и определяет оптимальный для них темп любой деятельности.
Конечно, взрослый человек может произвольно изменить темп своей деятельности и делать что-то, например, стучать пальцем по столу, быстрее и медленнее... Да только самый быстрый темп медлительного человека все равно будет ниже, чем темп быстрого! А ребенок в шесть лет практически может работать только в свойственном ему оптимальном темпе. Причем многие исследователи считают: индивидуальный темп деятельности - врожденная особенность, существенно изменить которую практически невозможно.
Подвижность нервных процессов определяет не только скорость самого движения, но и время от сигнала к началу действий до начала этого действия. С возрастом эти показатели постепенно совершенствуются, и, естественно, движения дошкольника значительно быстрее, чем движения двух-трехлетних детей. Но индивидуальные различия никуда не деваются, они порой даже сильнее; и среди шестилеток могут быть дети, у которых темп такой же, как у быстрых четырехлеток...
Родители часто спрашивают: пройдет ли медлительность? Нет, у детей с низкой подвижностью нервных процессов темп деятельности всегда будет ниже, чем у детей с высокой подвижностью. Главное, на начальном этапе обучения не убыстрять их работу, а создать все условия, чтобы не усугубить это состояние, не сорвать здоровье. Ведь стоит выбить ребенка из колеи - и это, в свою очередь, еще больше замедлит и письмо, и чтение, и любую другую деятельность. А к тому же сильно ухудшит ее качество.
Торопить, подгонять такого ребенка не только бесполезно (быстрее работать он не будет; эффект окажется обратным), но и вредно - так создаются условия для возникновения невроза.
Многие родители медлительных детей и сами это замечают, но видят тут чуть ли не детскую зловредность: "Я его тороплю, а он назло еще медленнее..." Дело в том, что скорость действий у таких детей в 1,5-2 раза ниже обычной.
Это достаточно просто проверить. Положите перед ребенком лист бумаги в клетку и попросите в каждую клетку (на любой строчке) ставить точку и громко считать до десяти. В среднем, обычные шестилетки выполняют это задание за 10-12 секунд, семилетки - за 6-8 секунд; а у медлительных это время в 1,5-2 раза больше.
И вот это "назло", на которое порой так нервно реагируют родители, увы, мало зависит от желания ребенка. Во-первых, шестилетки и дети более младшего возраста не могут различать скорость действий. Правда, при слове "Быстрее!" они начинают суетиться, громче или тише считать - а скорость остается той же! Во-вторых, у медлительных детей время от сигнала "Делай" до начала действий в 2,5-3 раза больше, чем у остальных. Окрик, раздражение, недовольство взрослых еще больше замедляют у них подготовительный период; и создается впечатление, что они назло тянут.
Это необходимо учитывать и когда дети садятся за уроки, и когда, проявляя родительское рвение, вы вдруг требуете: "Быстро расскажи мне правило!" Медлительный ребенок может прекрасно знать это правило, но вы не даете ему собраться, вы подстегиваете: "Опять не выучил!" Он нервничает - и еще глубже процесс торможения. А дело не в том, что он плохо соображает - речь идет только о темпе, а отнюдь не о качестве умственной деятельности.
Если же мы учтем особенности такого ребенка и, главное, дадим ему возможность работать в оптимальном (для него!) темпе, качество и точность такой работы могут быть очень высокими!
Еще одна особенность медлительных детей, о которой следует помнить, - трудность переключения (особенно быстрого) на новый вид деятельности. Об этих детях часто говорят "инертны", имея в виду, что они не поспевают за быстро меняющейся ситуацией, часто не схватывают ее. Если вы объясняли ребенку математику, а потом вдруг заодно решили вспомнить, как пишется та или иная буква, ответ ребенка вас огорчит, - а он всего лишь еще не смог переключиться, перестроиться; оттого и не может с ходу ответить на ваш вопрос. А на поверхностный взгляд эта трудность переключения, невозможность поспеть за быстро меняющимися заданиями, сменой деятельности может показаться тупым равнодушием - ребенок словно не реагирует... В действительности же новое задание может прийтись на то время, когда продолжается еще решение предыдущего задания...
На примере медлительных детей мы можем воочию понять, сколь значимый реальный смысл имеет тезис, с которым "вообще" все соглашаются, а на деле пренебрегают: дети - разные. У подвижных детей ускорение темпа подачи сигналов оказывает стимулирующее влияние на протекание нервных процессов. А у медлительных детей при ускорении темпа подачи сигналов происходит снижение количества усваиваемой информации! Медлительные реагируют на нагрузку не увеличением, а дальнейшим уменьшением количества усваиваемой информации, - значит, нагрузка ведет к углублению торможения. Можете вообразить себе те трудности, которые испытывает медлительный ребенок, слушая быструю речь или следя за быстрым показом учебного материала! Он не успевает уловить суть рассказа или объяснения; естественно, большая или меньшая часть слышимого и видимого не усваивается. А вот если повторить то же еще раз или говорить медленнее, такие дети прекрасно справились бы с заданием! Но это, увы, не всегда возможно в классе; поэтому помочь ребенку могут родители.
Советуем родителям: не только подробно разбирать все непонятное, не усвоенное на уроке, но даже идти на шаг впереди, чтобы уже накануне ребенок знал, что будет делать на уроке, чтобы успевал уловить мысль и действия учителя. Если не дать ребенку такого предварительного запаса, то очень быстро будут накапливаться пробелы; а ведь догонять таким детям особенно трудно!
Итак, индивидуальный темп деятельности ребенка определяется в основном врожденными особенностями его нервной системы. Однако в него могут внести свой вклад некоторые другие факторы и обстоятельства: воспитание , условия роста и развития , состояние здоровья и пр. Представим себе ребенка, который воспитывается пожилой бабушкой. У нее размеренные движения, медленная походка, слегка растянутая речь, она не терпит шума, быстрых движений - и постоянно сдерживает питомца, не разрешает "бегать без толку", "крутиться". Такой малыш не сможет безболезненно вписаться в активное, подвижное детское общество; он будет сторониться детей и остро ощущать свою неловкость, так как он не привык быстро думать и быстро действовать. Поэтому такого ребенка (возможно, с вполне нормальной подвижностью нервных процессов) могут подстерегать трудности, свойственные медлительным детям.
Особое значение имеет влияние воспитательных воздействий в тех случаях, когда инертность (малая подвижность) нервных процессов проявляется как природная черта. Такие дети "удобны", они не вызывают беспокойства, предпочитают беготне спокойные сидячие игры. Из-за медлительности они с детского сада могут сторониться сверстников; а если родители поощряют такое поведение, не помогают ребенку - не учат двигаться, бегать, прыгать и иногда, из-за боязни инфекций или по каким-либо другим причинам, сами ограничивают контакты с детьми, - все это лишь усугубляет медлительность.
И вот ребенок такого развития и воспитания приходит в школу. И - новая обстановка, новые лица, новые требования оказываются непосильными для него! Малыш теряется, не знает, что ему делать, буквально столбенеет, когда к нему обращаются с вопросом; в ответ чаще молчит или начинает плакать.
... Ира росла "незаметно" (так сказала мама). Даже первый год, обычно самый трудный для родителей, не был ни бессонным, ни беспокойным. Она спала по 10-12 часов, правда, ела без охоты. Ира вовремя пошла, начала говорить; но разговорчивостью не отличалась; каждое слово - золото. Нельзя сказать, что была невеселой; но ощущалась в ней какая-то скованность, вялость. До трех лет мама была с ней дома и контактов с детьми старалась избегать, так как кончались они всегда Ириными слезами: "Дети ее вечно обижали, отнимали игрушки, она очень огорчалась". К детскому саду привыкала долго, трудно и рада была любому поводу, чтобы остаться дома. Один раз, уже в старшей группе, наелась снега, "чтобы заболеть и не ходить в детский сад". Да и воспитательница не очень ее жаловала: "Вечно мне с ней одной приходится возиться - то одеваю, то раздеваю, то кормлю, иначе весь день над тарелкой просидит".
К школе Ира готовилась и учиться пошла с большим желанием. Но первый же день в школе закончился слезами. Ира ничего не успевала, сторонилась детей, вздрагивала и терялась, когда называли ее фамилию. А громкоголосая и очень решительная учительница приводила ее в ужас. Дома мучения продолжались - нужно было писать красиво и быстро, а получалось все хуже и хуже... И с чтением нелады... Ира замкнулась, часто без причины плакала, стала плохо спать (вскрикивала во сне, с трудом засыпала); а однажды утром перед школой началась рвота. Вызвали врача, решили, что съела что-то не то. Несколько дней Ира не ходила в школу - и было все в порядке; но как только нужно было отправляться в класс, рвота повторилась. Так продолжалось несколько недель, пока родителям не порекомендовали обратиться к врачу-психоневрологу. Он сразу понял: все эти нарушения были проявлениями школьного невроза, который возник у медлительного ребенка в результате постоянного цейтнота.
Мы подробно говорим об этом потому, что многих родителей тихий ребенок, не причиняющий особого беспокойства, устраивает даже больше, чем живой, непоседливый, активный. И получается: свойство подвижности, и так недостаточное, ослабляется без тренировки еще больше! А именно дети с недостаточной подвижностью нервных процессов нуждаются в постоянной тренировке! Иначе процесс адаптации к школе может быть не только затруднен, но при сочетании неблагоприятных условий (неправильной тактике педагога и родителей), привести к школьному стрессу и вызвать тяжелые нарушения в состоянии здоровья. Так что не стоит радоваться на тихих детей - лучше в оставшееся до школы время постарайтесь в играх их расшевелить.
Иногда у медлительных детей довольно спокойно проходят первые школьные недели. А основные сложности начинаются во второй четверти. Увеличивается объем, интенсивность письменной работы - и тогда возникает целая куча трудностей при письме. У ребенка лишь два пути. Либо писать красиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, но тогда дело идет медленно. Либо быстро, как требует учитель ("Не отставай от темпа работы всего класса!"), но тогда появляются дрожащие линии, дополнительные штрихи, буквы смотрят в разные стороны, не соблюдается их высота и ширина. Впрочем, попробуйте сами писать в 2-3 раза быстрее, чем обычно - что получится? Так и у медлительного ребенка... Дальше - хуже. Он не успевает выполнять все задания, начинает писать с ошибками. А в школе и дома считают: "Он начал лениться", "Не хочет", "Не старается".
Еще большие трудности возникают, когда проверяют письмо и чтение "на скорость". К сожалению, не все учителя знают: темп письма и чтения у медлительных детей может быть гораздо ниже, чем в нормативах - но это не сказывается на качестве чтения. Если вы видите, что учитель не обращает внимания на медлительность вашего ребенка, попробуйте (но тактично, корректно, без упреков) довести до сознания педагога эту особенность и попросите его быть снисходительнее к почерку медлительного. Да и сами не ругайте маленького школьника за почерк! В дальнейшем многое компенсируется, что-то можно потренировать, на чем-то не фиксировать внимания. Ведь главное в конце концов не образцовая каллиграфия, а детское здоровье!
Помогает ли тренировка медлительным детям?
Да, специальные исследования показали: систематические занятия способствуют повышению скорости работы и у дошкольников, и у школьников. Наиболее успешна такая тренировка в возрасте от 4 до 6 лет. Для того чтобы занятия были эффективными, следует так организовать жизнь ребенка, чтобы все нагрузки были тренирующими. Кроме того, необходима и специальная тренировка - ежедневные 10-15-минутные занятия. Создать такие условия совсем не сложно, но есть особая тактика, которую вы должны соблюдать: не спешите, не торопите ребенка, не нервничайте при этом сами, не дергайте и не подгоняйте его. Вы спешите? Это уже ваши проблемы. Помните: любая спешка приведет к еще большему замедлению! Спокойно, без раздражения ждите, когда ребенок встанет (кстати, медлительные дети не вскакивают тут же с постели, они должны отойти от сна, минут 5-10 просто полежать), умоется, позавтракает. Лучше разбудите его пораньше...
Не конфликтуйте вечером перед сном, не корите за долгие сборы ко сну. При этом вы и сами должны быть достаточно организованны - иначе успеха не будет. Нужно облегчить ребенку выполнение всех повседневных дел: помочь в этом может четко организованный режим . Если ребенок привыкнет (это требует времени, поэтому наберитесь терпения) в одно и то же время вставать и ложиться спать, есть и делать уроки, если он будет знать, что предстоит, а что он уже выполнил, то справляться с медлительностью ему станет гораздо легче.
Можно придумать немало игр, которые помогут ребенку преодолеть ее: важно делать что-то вместе, соревнуясь - но при этом важно не увлечься "ролью победителя" и подстроиться под его темп.
Непростой вопрос: можно ли действовать на копушу юмором? Да, можно
пошутить над копушей - но по-доброму, без раздражения! Можно подчеркнуть
это качество у себя - и пусть посмеется ребенок. Дадим ему возможность
осознать свою медлительность и в то же время не чувствовать себя ущербным
и неспособным.
Приучите себя (и его тоже) к мысли: оттого,
что он медлительный, он не хороший и не плохой, - а просто вот
такой, как есть. И ему нужно помочь именно с этими его качествами
ориентироваться и в школе, и в жизни.
Как еще тренироваться? Необходимо знать: тренировка с помощью постепенно
ускоряющихся движений мало успешна; использование предельных скоростей
эффективней, но приводит к утомлению. Наиболее
успешна работа с использованием приема "медленно-быстро":
в занятия включаются резкие переходы от медленного темпа движений
к быстрому и обратно; а время от времени даются и предельные скорости
движений.
Вы можете использовать игры со сменой скорости движений:
1) ходьба-бег-ходьба медленная;
2) хлопки ладонями медленно-быстро-медленно;
3) "бег" пальчиками (большим и указательным); для ребенка
это довольно сложное задание, поэтому сначала пусть научится так "бегать"
в обычном темпе; можете посоревноваться;
4) прыгать через прыгалку, меняя темп;
5) стучать по столу или на барабане (всеми пальцами или одним);
6) чертить палочки и ставить точки. Для этого используйте тетрадь
в клетку;
7) то же задание, но усложненное - ставить точки, чертить палочки
и считать: "Один, два, три..." - до десяти.
Когда ребенок научится работать в определенном темпе и замедлять его, можно попробовать игры с максимально быстрыми движениями. Не огорчайтесь, если вначале на ваше "Быстрее!" может выйти еще медленнее, особенно для тех движений, которые выполняются руками, пальцами. На начальном этапе не стоит играть в "кто быстрее".
Когда проводить эти занятия? В любое время дня, главное, чтобы они были систематичными, не нудными, а интересными, не тягостной обязаловкой, а веселой игрой.
Для снятия эмоционального напряжения можно использовать специальные комплексы аутогенной тренировки. Считается, что уже в 7-8 лет дети способны осознать правила аутогенной тренировки и применять ее осмысленно. Если у вас есть возможность посещать специальные группы аутогенной тренировки для детей (или вместе с детьми) - это прекрасно. Если нет, вы можете сами использовать некоторые приемы дома. Для того чтобы такая тренировка была эффективной, нужно сначала расслабить ребенка, снять напряжение. Знаете ли вы, что движения, подвижные игры, гимнастика, упражнения с мячом и скакалкой не только укрепляют ребенка физически, но и снимают напряжение, дают необходимую разрядку?
См. на нашем сайте следующие статьи:
Если вы найдете несколько раз в неделю полчаса-час для того, чтобы побегать вместе с сыном или дочкой, поиграть в кошки-мышки, догонялки, лапту, бадминтон или просто попрыгать "как заяц", походить "как медведь", побегать "как лев", вы заметите, как исчезает напряженность, настороженность, неуверенность, как налаживается ваш контакт с ребенком. Можно расслабить ребенка вечером, перед сном, предварительно погуляв вместе, обсудив какие-то дела. "Поет ли мама тебе перед сном песни?" - спрашиваем мы малышей. Типичный ответ: "Раньше пела, теперь - нет, говорит, что я уже большой". Хорошо бы сесть рядом (не торопясь, не дергаясь оттого, что дел много или по телевидению интересная программа), погладить ребенка по голове, по спинке легкими спокойными движениями, провести несколько раз по лбу, как бы снимая все дневные заботы и тревоги, приговаривая что-нибудь ласковое, доброе... Не лишайте ребенка своего тепла, даже если он чем-то рассердил или огорчил вас! Не вспоминайте на ночь о неприятностях! Особенно важно это для тех детей, которые плохо засыпают и тревожно спят. По мнению австрийского врача Гизелы Эберлейн, у детей младшего возраста основу страха составляют неразрешенные, "непроработанные" конфликты. Ребенок чувствует себя под угрозой, у него сохраняется беспокойство - и он плохо спит. Взрослые часто не могут выяснить причину этих нарушений: маленький ребенок ведь не умеет выразить словами свое состояние... Помогает в засыпании какой-нибудь утешитель - медведь, заяц, кукла...
Очень помогают преодолеть дневные неприятности и страхи любимые сказки или истории с продолжениями - и обязательно с хорошим концом! Можно помечтать о близких каникулах или воскресной прогулке, интересной книге, которую вы начнете завтра, или покупке велосипеда. Но только ни в коем случае не ставьте условие "если..." - вы можете попасть в тупиковую ситуацию.
Мы хотели бы подчеркнуть: любые усилия по расслаблению, снятию напряжения не будут эффективны, если напряжение царит в доме. Известный психотерапевт А. И. Захаров заметил: для ребенка существенно не только ваше недовольство, выраженное явно в любой форме, но и недовольство, внешне не выраженное, но услышанное им интуитивно. А услышанное, оно вызывает у детей состояние неопределенности и тревожного ожидания. Помните об этом. Если мама вечером постарается сделать так, чтобы напряжение спало, чтобы сын расслабился, а папа утром даст волю своему раздражению ("Опять копаешься!"), никакого толку от занятий не будет. Порой родителям трудно договориться между собой. Но все-таки постарайтесь: единая и согласованная тактика отношения к ребенку, к его поведению, к его успехам и неудачам - непременное условие успешности любых занятий.
Итак, медлительность - свойство нервной системы. Нельзя заставить ребенка делать все так быстро, как хотят взрослые. Нельзя сравнивать медлительного ребенка с его подвижным сверстником. Быстрый темп дается медлительным детям большой ценой. Постоянный цейтнот, в котором они живут, - один из самых вредоносных факторов; это путь к неврозам.
Но это не значит, что медлительные дети обречены быть вечно отстающими. Во-первых, идет возрастная компенсация; во-вторых, в силах родителей облегчить ребенку приспособление к школе.
И тогда к четвертому примерно классу ребенок выравнивается и чувствует себя равным среди сверстников...
Другие публикации по теме данной статьи:
ТЕМПЕРАМЕНТ РЕБЕНКА
Сверхактивный ребенок (живчик)
Это непослушный и непоседливый ребенок. Две главные проблемы таких детей - двигательная
активность и невнимательность. Появляются эти проблемы чуть ли не с третьего месяца жизни.
В разумных пределах эти качества присущи многим детям до 3 лет и являются залогом хорошего
физического развития и гибкости мышления. Конечно, пределы нормальности определить трудно.
Нужно оценивать поведение объективно, так как эти качества, доведенные до крайности, становятся
серьезной проблемой. В младенчестве “живчики” изводят родителей тем, что никак не укладываются
спать, тем более что у многих сверхактивность приходится именно на вечер и ночь. В дошкольном
возрасте - травмами и несчастьями, которые бесконечно чередуются. В школе у них постоянные
конфликты, они чаще вступают в драки, теряют деньги и вещи, в общем, совершают совершенно
необъяснимые поступки. Замечено, среди них много шумных, но даже если эти дети молчаливы, то
беды ждать приходится каждую минуту. Шумные в избытке чувств вопят, жестикулируют, суетливо
сучат руками в грудничковом возрасте. Хотя такой ребенок быстрее знакомится с миром, знания эти
неглубокие, случайные. Это усложняет воспитание.
Серьезной проблемой также является импульсивность этих малышей. Они могут действовать
работает нервная система. Несомненно, “живчики” нуждаются в помощи. Природа такого
темперамента в гипердинамичности. Но на это накладываются чаще всего ошибки воспитания,
которые приводят к ненормальному поведению. Избалованность, неуправляемость, непослушность -
это мешает малышу правильно развиваться. Причем здесь вся ответственность ложится на вас,
родители.
Есть два пути воспитания такого ребенка:
1) вместе с ребенком по пути познания должен идти близкий взрослый человек, готовый объяснять
неправильность поведения малыша и сделать так, чтобы ребенок исправился (попросил прощения,
собрал игрушки и т. д.);
2) ограничить двигательную активность ребенка: если он разбросает игрушки, оставить его рядом с
ними до тех пор, пока не уберет. Главное - не отвлекать малыша от конфликта.
Заторможенный ребенок (“тюфячок”)
Это тихие дети, медлительные в движениях и в своих реакциях на события, которые их окружают.
Они рождаются такими, и это не является болезнью. Такой ребенок может родиться в любой семье. В
первые месяцы он может отставать в развитии. Если этим детям не помогать, то жесткий темп жизни
может негативно отразиться на их характере. Поэтому надо постараться сделать для них все
возможное. И опять, в первую очередь, этим должны заняться родители.
Чаще всего “тюфячок” - послушный ребенок. Если ему предложат какое-либо дело, малыш будет
долго им заниматься в силу своей натуры, но все равно почувствует, может быть чуть позже,
утомление от однообразной работы. И здесь надо уловить момент и сменить занятие, заинтересовать
ребенка чем-либо другим. И так постепенно необходимо расширять круг общения с предметами, а
потом и со сверстниками, с незнакомыми ему людьми. Если этим не заниматься с самого раннего
возраста, то вырастет вялый, туповатый, склонный к полноте, равнодушный подросток. Так считают
психологи и советуют организовать жизнь ребенка, начиная с первого года, так, чтобы он участвовал
в каких-то событиях. Причем не играет роли, большие, важные это события или нет.
Также можно проявлять перед ребенком контрастные чувства и не обязательно, чтобы они были
направлены на него. Постарайтесь пробуждать в малыше радостное ощущение от сделанной работы,
от общения. Это будет стимулятором для эмоционального развития ребенка. Необходимо создать
возможность контакта со сверстниками, но надо избегать насмешек и конфликтов, которые могли бы
ранить малыша.
Надо также стараться приучать ребенка в детском саду и школе к активности.
У “тюфячка” не возникнет самостоятельной активности, тем более необходимо поощрять даже зачатки
ее самыми различными способами - от похвалы до игрушки, все пойдет в дело.
Конечно, эти характеристики крайнего толка, и у детей чаще всего есть что-то и от “тюфячка”, и от
“живчика”. Но какой-то тип обязательно преобладает, поэтому мы советуем разобраться, каков ваш
малыш, ибо знание, как известно, - сила.
В 8-10 месяцев ребенок начинает ползать, и это благоприятное время для развития у малыша
творческих способностей.
Поскольку для ребенка очень важно исследовать весь окружающий его мир, в этот момент стоит
отказаться от манежа. Конечно, бывают такие обстоятельства, когда манеж необходим (например,
если вы на некоторое время отлучились). Но не злоупотребляйте им. Тем более, что, по мнению
педиатров, малыш на полу научится падать, а это одно из самых важных умений. И помните: обычное
падение на пол для ребенка безопасно. У маленького человека организм приспособлен к тому, чтобы
падать. Следить следует только за тем, чтобы малыш не упал с большой высоты.
С 10-11 месяцев ребенка необходимо знакомить с опасностями. Но делать это надо с умом, не
травмируя малыша. Слово “нельзя” будет ему понятно гораздо позже, а вот серьезный ответ на
желание протянуть руку и достать горячий чайник: “Осторожно, будет горячо! Будет больно!” -
важен и необходим. И даже если ребенок все-таки дотронется до горячего чайника, лечить маленький
ожог будет не слишком тяжело, зато он с вашей помощью научится быть осторожным.
К этому же возрасту ребенок уже способен испытывать радость, сочувствие, проявлять желание
“помогать”, подражать старшим. Это стремление надо поддерживать, разрешать ему делать что-то
несложное, не играть: сложить листики бумаги, протереть стол. И пускай сначала ничего не
получится, но это поможет развиться эмоционально, ребенок будет открыт миру.
“Искорка” (от 1 до 2 лет)
Так можно назвать ребенка 1-2 лет. В это время в нем зарождаются первые навыки мыслящего
существа. Он начинает думать, соотносить одно с другим, радоваться и печалиться, сострадать и
любить. Поэтому главное в этот период - не гасить интерес. Случайно, нечаянно не задеть эту
открытость миру, от нее многое сейчас зависит.
Любопытство, любознательность, стремление действовать с большим количеством игрушек и
предметов, желание узнать и обдумать - все должно быть замечено взрослыми, должно ими
поощряться. Надо организовать жизнь малыша так, чтобы его интерес к миру не угасал.
Игрушки совершенно необходимы, но вовсе не обязательно, чтобы их было много. Главное -
разнообразие. При помощи кукол, набора посуды, мебели и т. д. ребенок может изображать действия
взрослых, при помощи мячей, обруча, машин, тележек и пр. - устраивать подвижные игры.
Игрушки для сборки и разборки (матрешки, пирамидки), материалы для строительства (конструктор,
кубики, мозаика), а также лопатки, ведерки помогут научиться выполнять целый ряд полезных в
будущем действий.
“Простые игрушки - самые лучшие”, - считает доктор Б. Спок. Обычно дети чаще занимаются
простыми игрушками, и не стоит сокрушаться, что у вас недостаточно средств на дорогие. Например,
поезд из кубиков интереснее малышу, чем “железная дорога”, да и если он его сломает - не так
страшно. Тем более, что и в воде они не тонут, поэтому могут стать кораблем. К полутора годам
ребенок с удовольствием вкладывает один предмет в другой. Поэтому любимая игрушка - это
коробка на колесиках. Также интересны обыкновенные мягкие игрушки - мишки, зайчики и т. п.: их
можно кормить, укладывать спать и т. д.
Для того чтобы познание с помощью игрушек было глубоким и разносторонним, нельзя, чтобы
большое их количество попадало на глаза ребенка, так как они быстро приедаются малышу. Игрушки
надо менять.
Совет № 1, основной. Несколько раз в день включайтесь в игру с ребенком, так как в одиночестве он
явно скучает, и игрушки теряют свое назначение. Своевременная же подсказка, даже простое
внимание к игре побуждают ребенка к новым действиям. Это помогает его более успешному
умственному развитию.
Уже на втором году жизни малышу нужны книжки с картинками. Поначалу вы будете рассматривать
их вместе, чтобы он научился хорошо с ними обращаться. Повесьте картинки над кроватью ребенка,
чтобы, просыпаясь, он увидел красочные рисунки.
Также можно привлекать малыша к несложной работе по дому, например, к протиранию и
укладыванию вымытых ложек. И пусть даже он это делает неумело и реальная помощь от его
действий не слишком велика, все равно нужно постараться включить малыша в домашнюю работу.
Нельзя отгонять ребенка, даже если он действительно мешает. Выражения: “Ты больше вымажешь, чем
вымоешь” или “Ты вся испачкаешься, уйди”, - гасят его интерес и любознательность.
Лучше найти приемлемые действия для малыша: “Принеси тряпочку, мы пол вымоем”. Учите и
поощряйте своего ребенка. Постарайтесь отвечать на большинство его вопросов, причем так, чтобы
ему было понятно.
Совет № 2. Даже если вы устали, раздражены, а малыш требует ответа, постарайтесь успокоиться и
ответить либо переключите внимание ребенка на что-то другое.
Помните, что ваши ответы развивают пытливость ума, стремление узнать, разобраться, понять. Когда
вы отвечаете ему, то даете понять, что объяснить что-либо - это важно и для вас. Задатки будущих
разговоров по душам - вот что сейчас представляют собой ответы на детские вопросы.
На втором и третьем году довольно быстро развиваются действия восприятия и мыслительные
действия. Если в грудиичковом периоде психическая жизнь малыша носила слитный,
нерасчлененный характер, то теперь достаточно отчетливо видно: ваш ребенок зрительно обследует
предмет, его свойства, решает мыслительную задачу, например, как взять любимую игрушку с полки.
Но пока нельзя выделить отдельные психические процессы: память, внимание, воображение. Они еще
носят непроизвольный характер.
В начале второго года жизни ребенок хорошо узнает знакомых и родных людей. Даже если он видел
их всего лишь несколько дней, их образ сохраняется в памяти. Также малыш способен вспомнить, что
было неделю назад. Он начинает ориентироваться в пространстве, то есть примечает, как и где
расположены предметы в доме, сколько в нем комнат и т. д. Выходя на улицу, он сам может найти
место, где постоянно играет.
На третьем году он уже может найти место, где живет, если вы находитесь недалеко от дома, также
может вспомнить отдаленные события (зимой подробно рассказывает о том, как ездил с папой на
рыбалку).
Разговаривая с малышом о том, что происходило в прошлом и произойдет в будущем (“Мы поедем с
тобой на автобусе. Помнишь, как автобус едет?”), вы развиваете его образную память и кругозор.
На протяжении второго года жизни ребенок намного дольше занимается игрушками (ЗСМЮ минут), а
если в игру вступает взрослый, то еще дольше. Теперь его трудно оторвать от заинтересовавшего его
дела. Занять малыша другим делом, которое не интересует его, также очень сложно. Поэтому надо
стараться привлечь ребенка к разным играм, чтобы это было ему полезно и развивало разнопланово.
Но заставлять, принуждать нельзя, ибо можно надолго отбить у малыша интерес заниматься этим
В это же время у ребенка начинает складываться воображение. Палочка становится лошадкой, стул -
машиной. Но это воображение еще нуждается во внешних предметах, без них ребенок ничего
вообразить не сможет. Из чего следует вывод, что воображение и восприятие у ребенка на втором
году жизни развито, но несовершенно. Нужно малышу помочь!
Совет № 3 - предлагайте ребенку игрушки, которые бы обучали его различать предметы по цвету и
форме, а также по размеру. Это пирамидки, кубики, мячики и др. В раннем детстве размер игрушки и
цвет еще не могли иметь никакого значения. К одному году малыш различает цвета, но признаками
одного или другого предмета они для него не являются. Поэтому ребенок не обращает внимания на
кольца разных цветов. Они пока для него все - кольца, которые можно катать, надевать на стерженек.
Для того чтобы научить малыша ориентироваться в цвете предметов, полезно предлагать выбрать из
двух разных по цвету предметов тот, который соответствует образцу.
Более сложную задачу представляет следующая игра. Берем два листа различной по цвету бумаги 20 х
20 см. Вырезаем в центре треугольник или круг. Вырезанные фигурки даем ребенку в руки. Он должен
соответственно цвету вложить фигурку в отверстие. Взрослый сможет назвать цвета, а от малыша
достаточно потребовать, чтобы он сказал словами, такой же это цвет или другой, так как название
цветов ребенок еще не освоил. Цвета необходимо подбирать контрастные (зеленый - красный,
белый - синий). А потом менее контрастные (желтый - оранжевый, красный - розовый).
Также надо учить малыша различать формы предметов. Круг, овал, квадрат, прямоугольник должны
быть не только названы родителями, но и применены в играх. И стараться играть с ребенком в игры,
где малыш в одну сторону складывает все предметы, которые представляют какую-нибудь
определенную геометрическую фигуру. Ребенок должен научиться распределять предметы по
определенному признаку. В данном случае - по форме.
Таким же образом надо учить малыша различать размеры предметов. Также, общаясь с ребенком,
взрослые постоянно употребляют слова, которые обозначают свойства предметов. Самые обыденные
занятия - еда, одевание, умывание - несут много сведений. Надо научить малыша сравнивать
предметы, например: “Смотри, какой большой носок у папы и какой маленький - у тебя”.
Когда идете на прогулку, обращайте внимание на явления природы: снег и дождь, песок и трава,
солнце и облака - все это должно быть предметом разговора для вас.
Совет №4 - продолжайте петь малышу песенки, слушайте вместе с ним музыку - этим вы разовьете
слух ребенка, а в плане эмоционального контакта это неоценимо.
Оксана Светличная
Здравствуйте! Подскажите, как мне решить мою проблему. Дело в том, что мой сын - очень медлительный. Он все время копается и мы из-за этого вечно куда-нибудь опаздываем. Как научить ребенка все делать быстро?
Современный человек вынужден поддерживать невероятно высокий темп жизни. Скорость приобретает все больше и большее значение - скоростная техника, скоростной интернет, даже отношения стали «скоростными»…
Не удивительно, что в таких условиях многих родителей тревожит медлительность детей. Наблюдая за тем, как ребенок «копается», родитель испытывает резонные сомнения - а вдруг такой «неспешный» ребенок не сможет завоевать себе место под солнцем в мире повышенных скоростей?
И начинается «исправление» ребенка - специалисты предлагают родителям самые различные коррекционные методики, а также обширный медикаментозный арсенал.
Быстрее, быстрее, еще быстрее - требуем мы от медлительных детей. Но вместо эффекта ускорения получаем упрямство, истерики, проблемы в школе и прочие «радости»…
Как же помочь медлительному ребенку?
В кабинет психолога вошла высокая статная женщина. Тонкий аромат дорогих духов, модный костюм, высокая шпилька - от женщины исходили флюиды успешности.
Вслед за женщиной вошел мальчик. Плотненький крепыш, запакованный в аккуратный костюмчик, робко вошел в кабинет и остановился в дверях, насуплено поглядывая на психолога.
- Здравствуйте! У меня проблема, - с места в карьер ринулась женщина, усевшись в кресло. - Мой сын очень медлителен. Пока он был маленький, я как то не обращала внимания на это. Мне было проще помочь ему одеться и обуться, чем ждать, пока он сам соберется. Но в этом году он пошел в школу - и учителя стали жаловаться, что он ничего не успевает. Я не знаю, что с этим делать…
Женщина щелкнула замочком сумочки, достала платочек, закрыла сумочку. Потеребила в руках тонкую ткань, потом опять открыла сумочку и платочек скрылся в ней…
- Я понимаю, ребенку необходимо мое внимание, с ним нужно дополнительно заниматься. Но у меня так много работы…
В этой небольшой зарисовке показано, какие проблемы могут возникнуть, если кожная мама воспитывает ребенка с анальным вектором. Эти дети по своей природе наиболее зависимы от мамы - для эффективного развития им необходимо, чтобы она направляла их, подсказывала, что делать, а также хвалила.
Однако кожная мама подчас не видит в своем анальном ребенке положительных свойств - через себя она ощущает ребенка слишком медлительным, безынициативным и нерешительным. Там, где она «все быстро сделала бы», ребенок «копается», стараясь вникнуть во все детали и сделать все пусть не быстро, зато качественно. И это касается всего, начиная от шнурования кроссовок и заканчивая посещением туалета.
Не понимая этого стремления к перфекционизму и пытаясь вылепить ребенка по подобию своему, кожная мама невольно начинает его подгонять, дергать - и тем самым вгоняет анального ребенка в ступор, усугубляя ситуацию. А ведь для него очень важно каждое дело довести до логического конца - в противном случае ребенок начинает испытывать стресс и свойства его вектора уходят в минус: вместо послушания - упрямство, вместо чистоты и порядка - грязь, вместо заботы о близких - садизм.
- Ребята, сдавайте тетради! - учительница обвела взором класс. Ученики завозились, начали передавать тетради… И только Ваня с последней парты задумчиво смотрит в окно.
- Ваня, ты все написал? - окликнула учительница задумавшегося мальчика. Он вздрогнул, рассеянным взглядом обвел класс, опустил глаза на лист тетради, девственную чистоту которого нарушило лишь одно предложение.
- Я еще не дописал, - смутился мальчик.
- Ну что ж ты так медленно пишешь-то? - возмутилась учительница. Мальчик тяжело вздохнул и взялся за ручку…
Медлительными и даже заторможенными могут показаться дети со звуковым вектором. Эрогенной (особо чувствительной) зоной таких детей является барабанная перепонка - эти дети обладают очень чутким слухом. Громкие крики, резкие звуки, оскорбления - все это доставляет ребенку физический дискомфорт. Кроме того, дети со звуковым вектором существуют сразу в двух мирах, разделенных их чуткой барабанной перепонкой - внешнем и внутреннем, таком же реальном для них, как и окружающий мир.
К сожалению, родители не всегда учитывают эту особенность, и пытаются «расшевелить» ребенка со звуковым вектором всеми доступными средствами, в том числе и криком. Но если на звукового ребенка постоянно кричат и оскорбляют, если в доме постоянно шумят, он невольно пытается снизить чувствительность эрогенной зоны - «уходит в себя», становится неконтактным. В особо тяжелых случаях возможно развитие аутистического спектра.
Звуковые дети испытывают определенные сложности с адаптацией в школе, так как там на их барабанную перепонку обрушивается гвалт и шум. Невозможность сосредоточиться на внутреннем мире приводит к тому, что эти дети испытывают постоянный стресс.
Кроме того, учительница с кожным вектором оценивает ребенка через себя и не понимает, что его замедленность объясняется тем, что ребенку необходимо время на то, чтобы «вынырнуть» из своего внутреннего мира, осознать вопрос, «нырнуть» назад, мгновенно решить поставленную задачу и вновь «вынырнуть», чтобы ответить.
В совокупности все это приводит к тому, что звуковые дети, обладающие невероятно мощным интеллектуальным потенциалом, подчас оказываются в отстающих учениках, а их родители слышат жалобы на то, что ребенок сонный, замедленный и не успевает за другими ребятами.
Усугубляется ситуация, если анальный и звуковой вектор сочетаются - такой ребенок растет абсолютным интровертом и кажется флегматичным, даже заторможенным. Не смотря на это, в них заложен мощный потенциал, порожденный сочетанием аналитического мышления, свойственного анальному вектору, и необъятного интеллекта, характерного для звукового вектора.
Такие дети - потенциальные гении, но лишь при условии правильного развития их свойств. Постоянно дергая и подгоняя «медлительных» детей, навязывая им несвойственный для них ритм жизни, мы не даем возможности правильно развиться их свойствам - в результате из потенциального гения может вырасти садист и морально-нравственный аутист.
Каждому ребенку природой от рождения заданы свойства, позволяющие вырасти ему счастливым человеком! Заданы - но не обеспечены! И основная задача родителей - обеспечить оптимальные условия для развития этих свойств.
Системное мышление дает возможность подходить к воспитанию дифференцированно - развивать те свойства, которые у ребенка заданы, а не те, которые мы хотели бы видеть у него, ощущая «через себя».
Только осознав это, мы перестанем вешать на своих детей ярлыки: «слишком медлительный» или «гиперактивный» и начинаем воспитывать полноценную Личность, получающую удовольствие от жизни.
На вопрос отвечала Клищенко Татьяна
Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Довольно часто двоечники бывают далеко не глупыми детьми. Умненькая девочка и сообразительный мальчик то и дело приносят плохие отметки. Попробуем разобраться в причинах, по которым ребенок плохо учится. Рассмотрим все варианты. Плохая успеваемость с самого начала школьной жизни, или в старших классах.
Завышенная самооценка . Чаще всего, когда ребенок привык легко получать всё, что захочет, ему трудно понять и принять необходимость трудиться самому, чтоб получить результат.
Дома его хвалят и восхищаются самим фактом его существования. В школе такого отношения не будет. Ребенок встает в позу и отказывается учиться.
Решение: нужно перестать осыпать чадо подарками, а хвалить его только на словах. Ребенок должен понять, что родители – это старшие руководители и воспитатели, а не вечный источник материальных благ.
Только оценки . Когда родителей интересуют только цифры в дневнике и в тетрадях, а не внутренний мир наследника. В ежедневной беготне мы часто просто не успеваем или не хотим (не остается сил), обнять малыша и спросить о друзьях, настроении или неудачах. Только отметки, отметки, отметки.
Хорошие оценки – мама погладит по голове и убежит на кухню. Папа может вообще не заговорить о школе. А зря. Ведь вся жизнь детей проходит среди сверстников и учителей. И не всегда радостно и без конфликтов. Вот и начинает ребенок пытаться плохими отметками привлечь внимание родных к внутренним переживаниям и, может быть, проблемам.
Выход: начните уделять больше времени . Гуляйте вместе, играйте в настольные игры и читайте. Сходите в парк, на каток, в кинотеатр. Разговаривайте, но не употребляйте слова «оценки», «школа». Поделитесь своими воспоминаниями о детстве и друзьях – подругах. Расскажите, в какие игры играли, и какие фильмы смотрели, как решали конфликты. Ребенок втянется в разговор и почувствует, что вас волнует не только то, что он плохо учится, а и его душевное состояние.
Излишняя требовательность . Если родители ждут от детей большего, чем то, на что он способен, и предъявляют завышенные требования, ребенок начинает бояться самостоятельно принимать решения, опасаясь критики и гнева старших. Такие дети предпочитают отмалчиваться на уроках и не участвовать в учебном процессе.
Решение. Если вы заметили у ребенка такое поведение, поменяйте стиль общения с ним. Чтобы школьник поверил в свои силы, хвалите его за старание, усердие при выполнении уроков, за инициативу. Пусть чадо поймет, что самостоятельность – это круто и приятно. Составьте режим дня и помогите организовать свободное время. Очень хорошо воспитывают дисциплину и самостоятельность спортивные секции. Запишите ребенка по его желанию, поддерживайте его в стараниях и хвалите за успехи.
Школьнику не интересно учиться . Дети – прагматики и не понимают, зачем накапливать знания, которые не известно ещё, придется ли когда – ни будь применить.
Попробуйте подыскать вашему ученику занятие по душе, где он сможет увидеть науку в действии. Обойдите все кружки, которые есть в школе или ближайшем детском клубе. Юный химик, повар, конструктор, физик. Кружок моделирования, вязания, программирования. Пригодятся знания по математике, физике и прочие навыки, полученные на уроках.
Отсутствие соперничества . Ребенок плохо учится, если не имеет стимула. Когда ребенок – лидер видит, что его старания и высокая успеваемость слабо поощряется преподавателями и недостаточно ценится одноклассниками, у него пропадает всякое желание учиться.
Выход. Привлечь амбициозного ученика к участию во внеклассной работе. Пусть проявит лидерские качества в роли старосты. Попросите учителя давать ребенку ответственные поручения, привлекать к участию в конкурсах и олимпиадах.
Если не можете договориться с классным руководителем – переведите ребенка в класс или в школу с более сильными учениками, де он сможет на равных общаться со сверстниками.
Чрезмерные учебные нагрузки . Когда родители устанавливают для детей слишком плотный график занятий и секций, он устает. А в средней школе и в старших классах, когда авторитет родителей снижается, ребенок может взбунтоваться и забросить учебу.
Для исправления ситуации придется уменьшить нагрузки на дополнительных внешкольных занятиях. Прислушайтесь к наследнику. Переходный возраст и проблемы со здоровьем могут надолго, или навсегда выбить подростка из колеи. Разрешайте ему в выходные или даже пропустить иногда субботние занятия, чтоб побыть с вами. Хвалите больше за старания по тому предмету, который ребенку нравится. Постепенно, у него появится желание получать похвалу и по другим предметам.
Почему умные дети плохо учатся? Думаю, основные ответы на вопросы вы получили. И никакие наши дети не тормоза. Если у наших наследников что-то не ладится с учебой, то только в наших силах помочь им справится с трудностями.
Вспоминайте почаще себя в школьном возрасте и любите детей безусловно. Детство пролетит быстро, сделайте его счастливым.
Заторможенность - это симптом определённых заболеваний, как правило, ЦНС и головного мозга, или следствие сильного психоэмоционального потрясения. Характеризуется такое состояние человека тем, что у него наблюдается снижение скорости реакции на обращённые к нему действия или производимые им самим, ухудшение концентрации, более растянутой, с продолжительными паузами речи. В более сложных случаях может наблюдаться полное отсутствие реакции на окружающие события.
Не следует путать такое состояние человека с или хроническим депрессивным состоянием, так как последнее носит скорее психологический фактор, нежели физиологический.
Истинные причины заторможенности может установить только квалифицированный врач. Проводить лечение на своё усмотрение или игнорировать такой симптом, настоятельно не рекомендуется, так как это может привести к серьёзным осложнениям, в том числе и необратимым патологическим процессам.
Этиология
Заторможенность движений и мышления у человека может наблюдаться при таких патологических процессах:
- травмы головы;
- злокачественные или доброкачественные образования в головном мозге;
- заболевания, которые поражают центральную нервную систему;
- психические расстройства;
Кроме этого, временное состояние замедленности реакции, движений и речи может наблюдаться в следующих случаях:
- при алкогольном или наркотическом опьянении;
- при и постоянном недосыпании;
- при частом нервном перенапряжении, хронических ;
- при обстоятельствах, которые вызывают у человека ощущение страха, тревожности и паники;
- при сильном эмоциональном потрясении.
Психомоторная заторможенность у ребёнка может быть обусловлена такими этиологическими факторами:
- сосудистые заболевания головного мозга;
- стрессовые ситуации;
- нарушения психологического характера.
В зависимости от первопричинного фактора, такое состояние у ребёнка может быть временным или хроническим. Само собой разумеется, что если проявляется такой симптом у детей, следует незамедлительно обращаться к врачу, так как причина патологии может быть опасной для здоровья малыша.
Классификация
Различают следующие виды заторможенности согласно клинической картине:
- брадипсихия - заторможенность мышления;
- мыслительная или идеаторная заторможенность;
- моторная или двигательная заторможенность;
- эмоциональная заторможенность.
Установление природы данного патологического процесса лежит в компетенции только квалифицированного врача.
Симптоматика
Характер клинической картины, в этом случае, будет целиком и полностью зависеть от первопричинного фактора.
При поражении головного мозга и центральной нервной системы может присутствовать следующая клиническая картина:
- (гиперсомния), вялость;
- , которые по мере усугубления патологического процесса будут усиливаться. В более сложных случаях устранение болевого синдрома невозможно даже путём обезболивающих;
- ухудшение памяти;
- снижение качества когнитивных способностей;
- больной не может сконцентрироваться на выполнении привычных действий. Примечательно то, что именно профессиональные навыки сохраняются;
- резкие перепады настроения, в поведении больного появляются черты, которые ранее ему не были свойственны, чаще всего наблюдаются приступы агрессии;
- нелогичное восприятие обращённой к нему речи или действий;
- речь становится замедленной, больной может с трудом подбирать слова;
- и , которая чаще всего наблюдается по утрам;
- нестабильное артериальное давление;
У ребёнка общая клиническая картина, при такого рода патологиях, может дополняться капризностью, постоянным плачем или, напротив, постоянной сонливостью и апатией к привычным любимым занятиям.
Следует отметить, что вышеописанная симптоматика наблюдается и после . Если есть подозрение на то, что у человека случился приступ, следует вызывать неотложную медицинскую помощь и срочно его госпитализировать. Именно от срочности и слаженности первичных медицинских мероприятий после инсульта, в большей степени, зависит, выживет человек или нет.
В том случае, если причиной замедленной реакции у взрослого человека стало психическое расстройство, может присутствовать такая симптоматика:
- или сонливость, которая сменяется апатическим состоянием;
- необоснованные приступы агрессии;
- резкое изменение настроения;
- беспричинные приступы страха, паники;
- суицидальное настроение, в некоторых случаях и действия в этом направлении;
- состояние хронической депрессии;
- зрительные или слуховые галлюцинации;
- бред, нелогические суждения;
- пренебрежение личной гигиеной, неряшливый внешний вид. При этом человек может быть твёрдо уверен в том, что у него все в порядке;
- излишняя подозрительность, ощущение, что за ним следят;
- ухудшение или полная потеря памяти;
- несвязная речь, невозможность выразить свою точку зрения или конкретно ответить на простейшие вопросы;
- потеря во временной и пространственной ориентации;
- ощущение постоянной усталости.
Нужно понимать, что такое состояние человека может быстро прогрессировать. Даже при условии временного улучшения состояния больного нельзя говорить о том, что заболевание полностью устранено. Кроме того, подобное состояние человека крайне опасно как для него, так и для окружающих людей. Следовательно, лечение под руководством специализированного врача и в соответствующем учреждении, в некоторых случаях обязательно.
Диагностика
В первую очередь проводиться физикальный осмотр больного. В большинстве случаев это следует делать с близким для пациента человеком, так как ввиду своего состояния он вряд ли сможет корректно отвечать на вопросы врача.
В этом случае может понадобится консультация таких специалистов:
- Если причиной такого состояния человека является или ЦНС, то проводиться операция по её иссечению с последующим медикаментозным лечением и реабилитацией. Реабилитация больному потребуется также после инсульта.
Медикаментозная терапия может включать в себя такие препараты:
- обезболивающие;
- седативные;
- антибиотики, если установлено заболевание инфекционной природы;
- ноотропные;
- антидепрессанты;
- транквилизаторы;
- препараты, которые восстанавливают уровень глюкозы;
- витаминно-минеральный комплекс, который подбирается индивидуально.
Кроме этого, после прохождения основного курса лечения больному может быть рекомендовано прохождение курса реабилитации в специализированном санатории.
При условии своевременного и корректного начала терапевтических мероприятий, их полного выполнения, возможно практически полное восстановление даже после тяжёлых заболеваний - онкологии, инсульта, психиатрических недугов.
Профилактика
К сожалению, специфических методов профилактики нет. Следует соблюдать режим отдыха и работы, ограждать себя от нервных переживаний и стрессов, своевременно начинать лечение всех заболеваний.
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты