Голосовой регистр. Регистры голоса
Эта статья написана как ответ на многие вопросы, поступающие на почту сайта. Все они касаются в той или иной степени ПЕВЧЕСКИХ РЕГИСТРОВ . Вот наблюдается некоторое «недопонимание», что ли у молодых людей, интересующихся вокалом, этого понятия. Кроме того можно сказать, что данная статья является неким «расширением» темы, которая представлена в статьях «Диапазон голоса» , «Грудной голос и диапазон речи. Что общего?» , «Головной голос или как петь высокие ноты?» .
В различной литературе и интернет-статьях много информации на эту тему, и, преимущественно, одинаковой. Но! Большей частью поверхностной. Постараюсь рассказать о регистрах голоса человека поподробнее и поточнее. Без «ухода» в научный язык, естественно! Задача сайта – популяризировать знания о вокальной технике, об «устройстве» голоса, специфический язык лишь оттолкнет читателя.
Итак, что же такое РЕГИСТРЫ ГОЛОСА ? В первую очередь хочу сразу сказать, что рассматриваю это понятие так, как принято в классической вокальной науке, с точки зрения не столько высотной шкалы, сколько с точки зрения механизма звукоизвлечения. В музыкальных инструментах тоже есть регистры - нижний, средний, высокий и т.п., но в большинстве случаев не наблюдается того, что происходит в голосе человека. То есть в музыкальном иснструменте по мере подъема или опускания по звуковысотной шкале сам принцип создания звука не изменяется. А вот в человеческом голосе очень даже изменяется!
В некоторых статьях на сайте я применяю «смысловое сравнение» работы вокальных механизмов с работой механизмов автомобиля. Конечно, это грубо, зато понятно в ПРИНЦИПЕ , что часто и требуется. Регистры голоса можно, употребляя такой «тренд», сравнить с… автомобильной коробкой передач! Те из вас, кто хоть какое-то понятие имеет о работе механизмов автомобиля (а таких сейчас – очень много, автомобильный «бум») сразу поймут, «схватят суть» регистрового строения голоса.
А кто не знает машины, поймет сравнение со скоростями велосипеда, например.
Наши регистры – «скорости» голоса. Но если настоящие скорости в коробке передач нужны для того, чтобы «согласовывать» работу мотора со скоростью движения, то вокальные регистры – для согласования работы нашего «мотора» (генератора звука – голосовых складок) с ВЫСОТОЙ звука. Автомобиль ездит по дороге, а голос – по диапазону.
Старенький «Запорожец», в данном случае, будет иметь меньший «диапазон», поскольку разгонится едва до 80 км/час, а «крутой» внедорожник – больший (там и за 200 можно разогнаться).
Ну, пора прекратить «автомобильные» ассоциации.
«Скоростей» в голосе каждого человека может быть четыре. Не больше. Первая называется – ШУМОВОЙ РЕГИСТР . Характеризуется он тем, что голосовые складки РАЗОМКНУТЫ , то есть, не соприкасаются друг с другом. Мы кашляем, хрипим, беззвучно выдыхаем воздух и даже ШЕПЧЕМ именно при нахождении складок в разомкнутом состоянии. То есть в российской вокальной науке «шумовой регистр» - отсутствие работы вокальных складок, даже если они и вибрируют, то не создают звуковой волны, поскольку не соприкасаются между собой.
Вторая «скорость» - самая употребимая, близкая, «родная», наиболее часто используемая в жизни (а не только в вокале). Ее название – МОДАЛЬНЫЙ или РЕЧЕВОЙ РЕГИСТР . Часто говорят – ГРУДНОЙ . Разговаривая, мы 99% звуков произносим, используя именно этот регистр, этот механизм производства звука.
Складки в данном регистре уже плотно соприкасаются друг с другом, да еще и значительной долей своей поверхности. Звуки голоса при этом – насыщены обертонами, «богаты». НО – низки по высоте. Примеры ни к чему, ваша спокойная речь – лучший пример.
В терминологии передовых западных вокальных научных методов понятие «речевой» или «грудной» регистр совершенно отсутствует. Там привыкли смотреть на то, от чего и зависит получение определенного характера голоса, его богатой тембральности. То есть - на состояние во время работы самих голосовых складок. Поэтому некоторым аналогом русскому «грудному» или англоязычному названию «chest voice » стало понятие «толстые связки », или режим звукоизвлечения M1 .
Кроме того, на Западе не считают шумовой регистр одним из механизмов звукоизвлечения. Вероятно именно потому, что связки в нем не участвуют. Зато российская классическая вокальная наука проходит, в свою очередь, мимо того, что на Западе называют механизмом M0. Вокалисты, знакомые с западной терминологией, сразу поймут меня, когда я скажу, что этому механизму соответствует vocal fry (или можно встретить другое его название - штро-бас). При создании такого звука наши связки соприкасаются друг с другом, но находятся в «расслабленном» состоянии, вибрация их нерегулярна, и звук напоминает скрип двери или (откуда и название) шкворчание масла на сковороде во время жарки.
На сайте об этом виде звука есть . Ведь vocal fry является и довольно частым приемом в вокале поп и рок-звезд, а также имеет некоторые терапевтические свойства.
Третью «скорость» называют в русском вокале ФАЛЬЦЕТНЫМ РЕГИСТРОМ . У обычного человека, никогда не занимавшегося пением (с непоставленным голосом), при повышении высоты звука рано или поздно наступит момент, когда «вторая скорость», толстые связки, уже не смогут создать нужную высоту. Из ролика на странице «Как создается вокальный звук?» вы видите, что постепенно, «внутри», в рамках более низкого регистра при пении все более высоких звуков, складки начинают видоизменяться. Верхние, эластичные их части, называемые СВЯЗКАМИ , все больше удлиняются, а нижние, мышечные, видимые только в анимационном фрагменте, раздвигаются, удаляются друг от друга.
Но, рано или поздно, у любых связок наступит предел растяжения. В данных условиях работы всей второй «скорости» - модального (речевого, грудного, «толстых связок») регистра.
«А я хочу выше!» - и организм подчинится желанию мозга. Но… сработает совсем не так, как желает человек! Складки (мышечная часть) резко расслабятся, окончательно разойдясь друг от друга, а вот связки (верхняя, эластичная часть) резко РАСТЯНУТСЯ ! В этот момент звук станет «фальцетным».
А саму «точку изменения», то есть соответствующую этому моменту ноту диапазона называют РЕГИСТРОВЫМ ПОРОГОМ . Часто в ощущениях люди говорят, что «как будто бы сжалось горло».
Вот здесь, когда говорим о фальцетном регистре, нужно остановиться поподробнее, потому что то, что понимается под «фальцетным регистром» в России, во многом не совпадает с тем, как смотрят на это явление западные вокальные и научные школы.
«… В мужском непоставленном голосе обычно различают два натуральных регистра - грудной и головной (фальцет). В грудном регистре мужского голоса, занимающем около 1,5 октав его диапазона, плотное смыкание напряженных голосовых складок позволяет использовать сильное подскладочное давление, что дает возможность извлекать мощные и богатые по тембру звуки, вызывающие отчетливое ощущение вибрации груди (отсюда название этого регистра). Однако работа в таком режиме возможна только до переходных звуков. При желании спеть более высокие звуки голос вследствие резкой перемены механизма голосообразования переходит в фальцет. При этом голосовые складки расслабляются и растягиваются, вибрируют только краями. Фальцет беден по тембру, не достигает большой силы, ощущается только в голове. Фальцетным голосом певец может спеть еще целый ряд высоких звуков. …»
«Вокальный словарь»
«Вокальный словарь» рассказывает о тех вокальных терминах и с той точки зрения, которая существует в классической вокальной науке. Поэтому в продолжении данной статьи (в словаре) говорится, что «Как правило, при переходе к верхней части диапазона у женщин чистый фальцет не образуется...» В классическом пении - да, не образуется. НО ! Этого не происходит у квалифицированных классических певиц! А у начинающих, малоопытных, да и тех, кто выбрал для себя иной путь развития, иной репертуар (рок, поп-музыку, соул и т.п.) еще как образуется!
Регистровый порог существует как у мужчин, где он ЯВНЕЕ проявляется на слух, так и у женщин, где он менее заметен. Регистровая разница, так скажем, в мужских и женских голосах проявляется именно здесь, при переходе голоса от «второй скорости» (модальный регистр) к третьей (фальцетный регистр). А обусловлена она тем, что сам механизм гортани устроен у мужчин и женщин не совсем одинаково. Об этой разнице говорит такое видимое на глаз отличие, как кадык.
Хрящи мужской гортани, частью которых является кадык, массивнее, больше и менее подвижны, чем женские. Однако чисто физиологически, механизм растяжения при наступлении предела высоты звука существует у обоих полов. Вот так звучит пение фальцетом, если поют неквалифицированные певцы:
А вот так, если певцы квалифицированные, опытные. Звук ОЧЕНЬ сильно отличается, послушайте:
Хотя ФИЗИОЛОГИЧЕСКИ певцы используют именно «третью скорость» голоса.
Так что значит это «физиологически»? А вот что...
В современном вокале принято (и доказано исследованиями, так что это вовсе не эмпирическое умозаключение) определять состояние голосовых связок при данном механизме производства звука термином «тонкие связки ». А сам механизм называть M2 . Действительно, связки утоньшены и растянуты, поэтому они способны создавать звуки более высокие, чем «толстые связки» в модальном регистре (механизм M1). Без способности вокалиста производить со своими связками такой «фокус», он может навсегда забыть о пении высоких нот. Однако...
Тонкие тонким рознь... Поскольку связки существенно изменяют свой тип смыкания, свое состояние, справиться с воздушной подачей им становится очень сложно! В данном механизме звукоизвлечения воздух начинает играть гораздо более значительную роль, чем в механизмах M1, M0 и «шумовом» регистре. Там, ниже, он был помощником вокалиста, а вот теперь превращается во «врага».
И в зависимости от того, как оперируют воздухом тонкие, растянутые связки вокалиста, западные школы делят виды звучания на «head voice » (или «головной» голос) и собственно сам фальцет. Отличие звука одной ипостаси «тонких связок» (M2) от другой довольно значительно. Если вокалист не допускает в звуке лишнего воздуха, то голос звучит тонко, но плотно, хотя менее насыщен обертонами, чем звук в режиме М1. Таким звуком можно создавать значительную громкость.
Вот пример звучания «жестких связок», то есть вот настоящий фальцет:
И есть примеры, которые «не вписываются» ни в один механизм, ни в другой:
Какие тут связки? Тонкие или жесткие? Ведь не фальцет, но и явно на «головной голос» не похоже! У нас ничтоже сумняшеся считают, что такой голос называется микстом. Нет, это не микст. И связки в данном случае - тонкие. Да вот только не они одни участвуют в создании окончательного звука, того, который мы слышим. Много еще чего участвует. Но чтобы в этом разобраться, нужно понимать, что такое вокальности, а это разговор на несколько другую тему. Кто заинтересовался, начните вот с этой статьи .
Как видите, подходы к регистровости с точки зрения механизма создания звука в классической российской вокальной науке и современной западной очень существенно различаются! Одним фальцетным регистром просто невозможно оперировать там, где требуется совершенно иная палитра звуков, чем на оперной сцене.
Ну и, наконец, есть четвертая «скорость» голоса – свистковый (или флейтовый) регистр. Есть он, правда, не у всех. У здорового, молодого голоса – есть, а вот в голосе людей зрелых и пожилых – может и не быть. Возраст, знаете ли… на многое влияет.
При фальцетном (или «головном», или М2, «тонких связках») механизме производства звука связки (уже не идет речь о мышечных частях складок, они в процессе не участвуют) растянуты и плотно сжаты. Но вы повышаете звук все больше и… дальше растягиваться в состоянии сжатия связки опять не могут, предел!
И вот здесь они начинают ПРИЗАКРЫВАТЬСЯ ! Появляется регистр свистковый (или флейтовый). На Западе механизм производства подобного звука называется stop-closure или M3 . Этому регистру (не забывайте, речь идет не столько о высотности, сколько о способе работы голосовых связок) посвящена отдельная статья «Свистковый регистр» , так как интерес к нему у посетителей сайта велик.
Так что, если хотим «ездить по диапазону далеко» - нужны две «верхние скорости», поскольку шумовой регистр есть у всех от природы, да и вокальные звуки создать в нем невозможно (исключая, конечно, особые приемы и техники), а речевой (или грудной) регистр может отсутствовать только в случае какой-либо патологии, заболевания. Разумеется, в этом случае о вокале речь даже не идет.
Если вам показалось, что информация данной статьи несколько противоречива и запутанна (ведь в России все привыкли делить на «грудь», микст и «голову»), посмотрите вот на эту схему, и вам сразу станет видно «местоположение» того или иного понятия в общей структуре взглядов на регистровость как на механизм звукообразования.
Однако в большинстве текстов, касающихся певческих регистров, говорится о том, что их число в мужских и женских голосах различно. У мужчин их два - грудной и микстовый, а у женщин три - грудной, медиум и головной. Почему так ПРИНЯТО делить? Какие два, какие три? Откуда взялась такая классификация, и почему она, скажем так, не совсем ПОЛНА ?
Об этом поговорим на .
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник
На пробном уроке вокала начинающие вокалисты часто спрашивают: «А что значит петь выше или ниже?» Людям без музыкальной подготовки сложно понять, как управлять голосом и менять его высоту. Да и что такое «высота голоса»?
Некоторым кажется, что петь выше — означает петь громче. Однако, эти слова НЕ синонимы! Мы можем петь громко и высокие, и низкие ноты. Почему голос звучит то ниже, то выше, зависит от того, в каком певческом регистре голоса вы берете ноту.
В этой статье мы поговорим кратко, какие бывают регистры голоса. Если вам уже известна данная тема и интересует практика, то советую упражнения на развитие певческих регистров в разделе O VOCALE .
Какие бывают регистры голоса у человека?
Регистры есть у каждого музыкального инструмента. Голос — это тоже музыкальный инструмент. Представьте струны на гитаре. Самая толстая струна звучит низко, она натянута менее упруго. Самая тонкая струна звучит выше, потому что натянута сильнее . Так же сильно натягиваются и голосовые связки у певца на верхних нотах. Поэтому звук становится тоньше и выше.
Нижняя и верхняя струны звучат в разных регистрах — верхнем и нижнем. Вместе они составляют музыкальный диапазон гитары — от самой высокой ноты до самой низкой.
М ожно выделить основные регистры голоса у вокалистов:
- верхний регистр (который многие методики называют «головным» голосом)
- средний регистр
- нижний регистр («грудной» голос)
Кратко о певческих регистрах голоса.
- Во-первых, регистры голоса имеют разную окраску , по которой их можно отличить.
- Во-вторых, на помощь придет резонация звука и его вибрации .
Например, когда вы переходите в высокий регистр голоса, звук меняет окраску, становится тоньше. Вы совсем не замечаете, что голосовые связки натягиваются и начинают колебаться быстрее. Звуковая волна набирает более высокую частоту. И кости черепа вибрируют от этой высокой звуковой волны.
Кажется, что верхние ноты звенят (резонируют) в голове. У некоторых голос ощущается в макушке, у некоторых в затылке, во лбу или в переносице.
В нижнем регистре связки укорачиваются, становятся толще, а звук плотнее и грубее. В голосе появляются низкие частоты. Вибрации звука ощущаются в горле и в груди . Отсюда и название — «грудной».
Совет для начинающих.
Если ваш музыкальный слух не развит, но вы хотите понять — ниже или выше вы поете, ориентируйтесь на ощущения в собственном теле. Где возникают вибрации при верхних и нижних нотах? Пытайтесь оценить окраску звука: звучит ли голос тонко, пискляво (верхние ноты) или грубо, плотно (внизу).
У вокалистов часто возникает такая проблема: верхний и нижний регистры не связаны между собой. Только что вы пели плотным красивым голосом, а потом словно что-то ломается, и вы переходите в пустой и тонкий звук (который часто зовут фальцетом).
Начальная постановка голоса у вокалистов «с нуля» часто сводится к тому, чтобы соединить верхний и нижний регистры голоса и избежать переходных нот на их стыке — переломов. Помогают в этом средние частоты, о которых поговорим ниже.
Микстовый средний регистр голоса.
Некоторые методики вокала выделяют средний регистр не как самостоятельный отрезок диапазона, а как участок голоса, где верхний и нижний регистры накладываются друг на друга и смешиваются . Отсюда и происходит название «микст».
Представьте себе, что вы открываете воду в кране, одновременно холодную и горячую. В итоге они смешиваются, и поток воды становится теплым . Вот таким же теплым тембром окрашивается ваш голос, когда вы поете не одной «головой» или «грудью», а стремитесь их «перемешать».
Микстовый звук — это прием пения, а не отдельный участок диапазона. Прием, при котором мы добавляем средних частот в голос.
Мы используем микст каждый день — в повседневной речи. Разговорный голос насыщен средними частотами. Он кажется естественным, приятным по тембру и не требует усилий. Поэтому многие педагоги советуют не петь, а «говорить» во время пения , чтобы показать естественную окраску голоса. Как и поступает большинство современных вокалистов.
Звук у вокалиста при добавлении средних частот ощущается не в голове или груди изолированно, а в лице, в носу, в челюсти, на передних зубах и нёбе . В западных методиках средние частоты в голосе называют «твенгом», о котором мы еще ни раз поговорим.
За счет того, что связки у мужчин плотнее и толще женских, грудной регистр у мужчин занимает бОльшую часть диапазона и резко переходит в верхний регистр (в так называемый «мужской фальцет»). Конечно, все приведенные на рисунках пределы регистров голоса у мужчин условны и индивидуальны у каждого человека. Данный пример относится больше к эстрадному вокалу. Отдельную статью о микстовом звучании голоса можно будет найти в разделе , где я расскажу, как добавить «грудных» нот в «головной» голос и сделать звук на верхних нотах насыщенным. А также порассуждаем, почему все спорят о различиях твенга и микста.
Подписывайтесь на новости сайта, чтобы не пропустить эту статью!
Благодаря миксту у профессиональных вокалистов можно не услышать чисто головных нот и «переломов» голоса, так как они умело их маскируют. Голос звучит насыщенно и богато даже вверху.
Какие бывают голосовые регистры в методиках эстрадного вокала?
Разные методики эстрадного вокала упоминают свистковый (флейтовый, фистульный) регистр голоса, фальцетный, модальный (речевой) регистр, шумовой и штро-бас. Но, несмотря на различия, все школы вокала говорят о певческих регистрах примерно одно и то же:
- Свистковый, фистульный, фальцетный регистры можно отнести к высокому регистру голоса.
- Модальный, речевой, микстовый регистр — к среднему.
- Шумовой и штро-бас — к нижнему.
К сожалению, данные названия регистров часто употребляют в отрыве от контекста, без упоминаний откуда этот термин появился. Это вызывает путаницу у новичков. А среди педагогов по вокалу — ожесточенные споры, как назвать тот или иной регистр пения.
Я советую не увлекаться терминами. Они хороши, только если вы изучаете определенную методику вокала, как, например, метод «речевого пения» (Speech Level Singing) Сета Риггза или метод Джо Эстилл (Estill Voice Training) . Чтобы понять, как работают эти системы, вы должны говорить на их языке и, естественно, называть верхнюю часть диапазона «фальцетом», а не «головным регистром».
Я не ярый сторонник какой-то одной методики. Работает не сама методика, а человек ее применяющий. Нужно изучать не только термины, но и свой голос в практике.
Моя практика показывает, что ученикам легче различать регистры, отталкиваясь от «верхнего» и «нижнего». Так они понимают, что переходят к верхним и нижним нотам. Главная задача — научиться различать высоту звука, понимать, выше или ниже вы поете. А «голова» с «грудью», и вибрации в них, могут служить ориентирами.
Для любопытных. Пару слов о том, в чем различие названий певческих регистров. Шумовой регистр является частью нижнего, мы слышим его, когда говорим шепотом. В голосе много воздуха, но мало звука. Голосовые связки практически не смыкаются.
А вот если их немного сомкнуть на том же низком шепоте, включив в работу ложные связки, можно получить — штро-бас . Штро-бас напоминает неприятный скрежет, и часто зовется «fry» — прием пения на низких нотах, который так любят Britney Spears и Sia .
В западных методиках пения признается лишь два регистра — модальный (речевой) , он же «modal voice» или «chest voice». И фальцет — «head voice», «falsetto». Однако, в нашей отечественной методике вокала «фальцет» и «речевой» голос — это приемы пения ! При фальцете, в понимании российского вокалиста, в голос добавляется придыхание. Звук берется на мягкой атаке. В то время как на западе — все высокие ноты зовутся фальцетными, даже те, которые звучат плотно.
То же касается и модульного речевого регистра, который заменяет на западе полноценный грудной голос. В России «речевое пение» — это не самостоятельный отрезок диапазона, а добавление в голос средних частот, микст.
Свистковый же регистр признается всеми странами мира. И располагается в самом верхнем отрезке вашего диапазона, где звук становится очень высоким и напоминает свист, а у суперпрофессиональных вокалистов переходит в ультразвук. Часто используется в экстремальном пении.
Разработать такие ноты возможно даже мужчинам, у них фальцет может легко перейти в необъятный запас верхних свистковых звуков. Яркий пример использования — пение Mariah Carey у женщин и Adam Levin у мужчин. Вокальный свисток — явление уникальное с точки зрения работы голосовых связок, и мы еще поговорим о нем в других статьях.
Как использовать работу голосовых регистров в пении?
- Найдите свою самую высокую и самую низкую ноту. Сделать это можно с помощью тюнера. Через приложение или онлайн. Так вы определите ваш диапазон голоса и его тип, границы голосовых певческих регистров. А значит, вы будете понимать, какие песни и стиль музыки вам удобны.
- Используйте все регистры, не избегайте нижних и верхних нот! Работа с верхним и нижним регистрами развивает диапазон, слух и силу звука. Для этого и существуют распевки. Они охватывают ВЕСЬ ваш диапазон, вы касаетесь крайних точек голоса сверху и снизу. Полезна также растяжка голоса на глиссандо , где вы соединяете оба регистра.
- Не слушайте песни для фона — анализируйте! Обращайте внимание, в каком регистре звучат голоса любимых исполнителей. Ориентируйтесь на то, где голос певца становится тоньше и звонче (словно звучит в голове), это будет верхний регистр. А где голос становится грубее, в груди — нижний регистр. Когда научитесь отслеживать смену окраски в чужом голосе, понимать, где звучат высокие и низкие ноты у других, вы удивитесь, что вам стало легче управлять собственным звуком!
- Перед тем, как петь песню, устройте разбор ее мелодии. Можно вместе с педагогом на уроке вокала. Выделите слова песни, на которые приходятся самые высокие ноты в мелодии и подчеркните их . А затем пойте, глядя в выделенный текст. Зная о высоких нотах заранее, вы будете машинально «подтягивать» голос повыше, звучать в верхнем регистре. На первое время этого достаточно, чтобы натренировать координацию голоса.
- Не путайте головной и грудной регистр голоса с головным и грудным резонатором! Это разные вещи! Голосовой регистр — это окраска звука, его высотная частота. В то время, как — это физиологическая полость, пустота в организме , куда попадает звук и становится объемнее. Такие пустоты есть во рту, в ротоглотке, в носу.
- Не стоит бояться верхних нот — берите их как получается! Начинающие вокалисты привыкли петь только в пределах своего разговорного регистра голоса , не выходить за его рамки. Поэтому любая песня больше трех нот, у новичков вызывает ужас: «Это слишком высоко, я не смогу это спеть!». Брать песни с непривычными высокими или нижними нотами нужно для разработки регистров, диапазона и слуха. А значит, для новых красивых красок в вашем голосе!
Изучать и развивать певческие регистры важно для любого вокалиста, который хочет стать профессионалом. В блоге O VOCALE есть ряд упражнений из моей практики , которые помогут познакомиться с регистрами голоса и в короткие сроки расширить диапазон. Также их полезно применять в качестве разогрева голоса перед занятиями пением.
Так что бегом тренироваться!
Если возникли вопросы, пишите мне в комментариях, буду рада пообщаться!
Вам понравится:
Что такое регистр голоса? У всех людей голос имеет регистровое строение. Регистры отличаются по принципу извлечения звука. У неопытных вокалистов регистры голоса не связаны между собой, тогда как профессионалы знают, как их соединить. Если вы попробуете попеть на глиссандо (см. определение Глиссандо) до верхнего порога вашего диапазона, то заметите, что в некоторых местах голос начинает как бы ломаться, перескакивать и меняет свою окраску, проскакивают так называемые "петухи". Это ваши мосты. Вам нужно найти способ соединить их. Вот список основных регистров.
Falsetto - Фальцет
Whistle Register - Свистковый регистр
Stroh bass - Штро бас
Представляет собой не что иное, как наш обычный разговорный голос, но усиленный при помощи вокальных приёмов. Положив руку на грудную клетку и пропев удобную вам нижнюю ноту вашего диапазона вы почувствуете вибрацию в этой области груди. Именно потому голос и называется грудным - в звукообразовании активно задействован крупнейший резонатор нашего тела, поэтому голос звучит мощно и насыщенно. Диапазон грудного голоса ограничен лишь вашими природными данными, связанными с длиной и толщиной связок, а так же с плотностью и формой их смыкания. Он составляет у здорового среднестатистического человека около двух-двух с половиной октав. Многие девушки, особенно с высокими голосами часто сталкиваются с проблемой пытаясь научиться "петь грудью". Переходный участок у них проявляется очень низко, где-то через полторы октавы. Как решить эту проблему? Найти опытного педагога и никакие виртуальные советы тут не помогут. Это основной певческий тембр и прежде чем овладевать другими приёмами необходимо как следует освоить именно его. Не вижу особого смысла приводить примеры грудного голоса, мы и так слышим его каждый день, а тембральная окраска может быть самой разнообразной. О том от чего зависит тембр поговорим позже.
2. Фальцет .
Фальцет - это тот самый голос, на который наш голос срывается при попытке петь выше переходного участка грудного диапазона. В народе такие срывы называются "петухами" - очень неприятное явление, особенно если оно случается на сцене. Таким образом, выше переходного участка находится фальцет. Рассмотрим природу фальцетного звукообразования. Если при грудном звукоизвлечении связки смыкаются плотно по всей длине и высота звука контролируется их натяжением, то при фальцетном звукоизвлечении связки смыкаются только частично, а не по всей длине, оставляя небольшое отверстие, через которое проходит воздух, придающий фальцету шипящее звучание. Высота звука в данном случае регулируется длиной смыкаемой части связок. Чем тоньше ваши связки, и чем лучше они смыкаются, тем выше вы можете петь фальцетом. Чем больше площадь смыкания связок, тем ниже нота, чем меньше - тем выше. Вот пример фальцета. Вообще говоря фальцет вам не нужен. Конечно, он используется многими вокалистами, как приём, но вашей первостепенной задачей должно оставаться освоение грудного регистра. Если вы умеете петь грудным голосом, то освоить фальцет не составит труда. Известные исполнители поющие фальцетом - Prince, Earth Wind and Fire, Пресняков, Витас.
Микст, или как его ещё называют "смешанный голос" - это способ звукоизвлечения, в котором задействованы оба механизма - и грудной и фальцетный. Голос при этом не имеет переходного участка. У многих людей микстовое звукообразование от природы.
4. Свистковый регистр.
Этот регистр развит чаще всего у женщин. Очень яркий тому пример - Mariah Carey, которая много использовала свистковый регистр в своих ранних записях. У мужчин такая способность встречается крайне редко, что очевидно связано со строением связок и типом смыкания. Но и мужчины порой показывают удивительную способность петь в таком регистре. Пример(Адам Лопес)
5. Штробас.
Штробас довольно часто используется в современной эстраде. Штробас - позволяет брать очень низкие ноты, которые находятся гораздо ниже нашего грудного диапазона и могут достигать контр октавы у мужчин. Эти ноты не пропеваются, а как бы "проскрипываются", и используются в основном как приём "подъезд к ноте", что придаёт голосу некоторую сексуальность, как показано ниже в примере номер 1:
Второй пример демонстрирует, как низко можно издавать звуки при помощи штробаса. Практического применения это почти не находит, но в принципе, путём долгих тренировок штробас можно развить и получать вполне мощный звук. Всё зависит от художественных целей, которые ставит перед собой вокалист - просто так, для спортивного интереса, этим заниматься не стоит. Лучше уж направить свои усилия на что-нибудь более полезное - например тренировку слуха и точного попадания в ноты.
6. Inward singing - Пение на вдохе.
Такой вид звукоизвлечения можно скорее отнести с фальцетному, хотя по звучанию он больше напоминает свистковый регистр. Не знаю использует ли кто нибудь данный приём. Лично я использую это, если нужно пропеть высокую ноту, которую не достать фальцетом. Принцип здесь простой - контролируемый звук на вдохе. Многим это может показаться парадоксальным, но если связки колеблются на выдохе, то с таким же успехом они могут колебаться и на вдохе. Для того, чтобы проделать такой трюк необходимо прежде хорошо распеться и расслабиться полностью. Никакие мышцы не должны быть напряжены вообще.
Связки
Когда мы поём, то обычно не задумываемся о том, как наши связки издают звук. Моя преподавательница сказала бы "И правильно делаете!". Многие слишком зацикливаются, пытаясь подробно разобраться в том, что и как работает. Знать что к чему, хотя бы для общего развития, конечно необходимо, но не забывайте - мы не паталогоанатомы. Посмотрите на картинку (рисовал как мог, так что не ругайте):
Tongue - язык
Vocal cords - связки
Как видно из рисунка связки расположены довольно глубоко, поэтому чтобы к ним подобраться нужно очень постараться - одним зеркальцем тут не обойтись. Вот ещё одна иллюстрация гортани в разрезе. На английском голосовые связки называются vocal cords или vocal folds. Кроме истинных вокальных связок существуют и ложные вокальные связки - false folds.
Сами связки представляют из себя не самую красивую картину. Вот тут можно увидеть видео на котором сняты связки человека и то, как они работают в разных режимах. Говоря простым языком - две упругие складки вибрируют при смыкании, когда между ними проходит воздух.
Используем шарик, чтобы понять принцип работы связок. Сдавите шарик, но вместе с тем удерживайте пальцами края отверстия, чтобы воздух не выходил. Теперь слегка отпустите края отверстия чтобы воздух немного вышел. Поэкспериментируйте с краями отверстия, чтобы убедиться, какие разные звуки оно издаёт в зависимости от количества выходящего воздуха. То же самое происходит и с нашими связками – мы контролируем высоту и громкость звука подавая больше или меньше воздуха или растягивая (отпуская) связки. Самое интересное, что индивидуальность голоса зависит не столько от связок, сколько от всего вокального тракта. Если бы мы "вытащили" наши связки наружу, то услышали бы однообразный бесцветный звук.
Многие музыкальные инстременты работают по принципу колебаний мембраны. Например - та же русская гармошка. Когда гармонист растягивает меха, воздух втягивается в инструмент через клапаны, открываемые нажатием кнопок. Каджый клапан открывает своё отверстие, над которым находятся пара металлических язычков. Язычки колебаются под действием входящего/выходящего воздуха и издают звук. Высота звука зависит от размеров язычков - толщины, длины и ширины, а так же от материала из которого они изготовлены. Такая аналогия помогает понять принцип действия наших вокальных связок.
Опора
Что такое опора? Зачем она нужна и как её развить? В этой статье постараюсь ответить на эти вопросы. Сперва – что такое опора? Опора, это особое ощущение, соответствующее определённой слаженной работе дыхательных и вокальных мышц, а так же резонаторов, позволяющей певцу петь свободно и не напрягаясь. Это ощущение приходит не сразу, а только с практикой, при условии, что вы правильно формируете звук, хотя, бывает, что у некоторых опора работает сразу.
Обычно именно ваш преподаватель говорит вам, что звук стал опёртым и просит вас запомнить физические и вокальные ощущения на будущее. Это совсем не просто для начинающего, так как приходится концентрироваться на огромном количестве чувств и "прислушиваться" к тому, на что раньше никогда не обращал внимания. Мозг анализирует огромное количество информации и образует новые связи в соответствии с поступающими данными. Стоит закрепить неверный навык и он останется с вами надолго. Переучиться крайне сложно. Именно поэтому так важно в процессе обучения иметь рядом опытного педагога. В общем опору нужно рассматривать как совокупность ощущений ведущих к наиболее качественному результату при минимальных затратах энергии.
На самом деле ощущение опоры довольно субъективно и каждый ощущает её по разному. Большинство думает, что это столб воздуха поддерживаемый дифрагмой и упирающийся в нёбо. Многие считают, что опора – это напряжение дыхательных мышц, обеспечивающих необходимое давление на связки. Некоторые ощущают опору, как давление воздуха под связками – они рассматривают опору, как поток воздуха, удерживаемый связками. И, наконец, есть такие, которые считают, что воздух должен упираться в зубы. Таким образом разница в ощущениях приводит к различной терминологии. Некоторые говорят о опоре голоса, изолируя это понятие от опоры дыхания; другие считают, что это одно и то же. Что же мы имеем в итоге? У нас есть такие разные понятия, как акустическая опора, опора дыхания и опора голоса. Эта разница на самом деле основана на различии в способах звукообразования.
Итак. Зачем нужна опора в пении? Как и было сказано ощущение опоры облегчает работу гортани, увеличивает выносливость голосового апарата. Напряжение связок сводится к минимуму слаженной работой дыхательной и вокальной системы. В книге Дмитриева "Основы вокальной методики " описываются исследования этого эффекта с помощью рентгена. Был открыт один интересный факт. Ощущение опоры у опытных певцов всегда сопровождалось заметным сужением гортани прямо над связками! Рисунок ниже несколько схематичен, но принцип понять можно...
Этот интересный для нас факт можно использовать для развития опоры. Сужение гортани создаёт нечто вроде камеры с дополнительным сопротивлеинем и берёт на себя возможные нагрузки. Таким образом при правильном дыхании наши связки могут совершать колебательные движения без напряжения затрачивая минимум энергии на сопротивление давлению воздуха под ними. Другими словами нужно найти баланс между давлением воздуха под и над связками. Как это сделать? На практике можно используйте тот факт, что гортань слегка сужается, когда вы стонете или задерживаете дыхание. Попробуйте. Сделайте вдох диафрагмой и задержите дыхание как если бы вы собирались нырнуть на большую глубину. Расслабьтесь и выдохните. Чувствуете разницу? Попробуйте ещё. В конце повтрите вдох и с этой позиции начните петь.
Опора - одно из важнейших понятий в вокальном искусстве. Если у вас проблемы с интонацией, значит скорее всего виновата опора, а точнее её отсутствие. Если вы чувствуете, что вам хронически не хватает дыхания - это опять таки опора подвела. Если у вас быстро садится голос, хотя вы даже и не высоко поёте...то у вас отсутствует, либо слабо развита опора. Как видите - всё упирается в опору, простите уж за каламбур.
PS. Никакая книга не научит вас как опирать звук, обязательно консультируйтесь у педагога!
1. Основной регистр — самый удобный для пения,т.к его октава находится в привычном, речевом диапазоне.
2. Переход в
ф
альцетный регистр (головной)
Отступив вниз примерно на октаву от верхнего предела диапазона голоса
– возникает так называемая переходная нота, соединяющая головной регистр с основным. Практика показывает, что поднимаясь до этой ноты, у вокалиста появляется заметное напряжение в голосе (ведь эта самая высокая нота при грудном звукоизвлечении) и в такой момент чаще поют только самим горлом (фальцетом), без работы диафрагмы, поэтому голос звучит не естественно и расходуется очень много дыхания и соответственно сил. Так уж устроены наши голосовые связки.
Упражнение:
Задача заключается в том, чтобы незаметно для чужих ушей пройти этот переход между двумя регистрами (основным и головным).
И чтобы этому научиться мы сейчас сделаем упражнение в котором нужно плавно и ровно проскользить голосом целую октаву (например, от ноты Ля
до следующей Ля
), тем самым стараться спрятать переходную ноту сделав регистры
похожими друг на друга.
Две ноты Ля с интервалом в октаву (3 струна 2 лад и 1 струна 5 лад):
Когда вы станете уверенно петь данное упражнение, переходите на следующие ноту по диапазону вверх, т.е от Ля-диез до Ля- диез через октаву (один лад на грифе гитары от каждой ноты, а значит 3 струна 4 лад и 1 струна 6 лад).
3. Переход в басовый регистр:
Отступив вниз на две октавы от верхнего предела диапазона голоса
мы попадаем в басовый регистр и также наш голос ощутит следующую переходную ноту соединяющую два регистра (основной и басовый). Эта нота тоже будет звучать не уверенно и не устойчиво.
Делаем упражнение похожее на первое, только с заметно низкими нотами в голосе:
Пример:
От ноты Ми
до Ми
через октаву.
Трактовка классическая .
Регистр - это ряд звуков голоса, извлекаемых одним и тем же способом и однородных по тембру. В зависимости от преимущественного использования грудного или головного ов различают грудной, головной и смешанный регистры. Регистровое строение голоса разное у мужчин и женщин и зависит от особенностей строения мужской и женской гортани. В мужском непоставленном голосе обычно различают два натуральных регистра - грудной и головной (фальцет).
В грудном регистре мужского голоса, занимающем около 1,5 октав его диапазон а, плотное смыкание напряженных позволяет использовать сильное подскладочное давление, что дает возможность извлекать мощные и богатые по тембру звуки, вызывающие отчетливое ощущение вибрации груди (отсюда название этого регистра). Однако работа в таком режиме возможна только до . При желании спеть более высокие звуки голос вследствие резкой перемены механизма голосообразования переходит в фальцет . При этом расслабляются и растягиваются, вибрируют только краями. Фальцет беден по тембру, не достигает большой силы, ощущается только в голове. Фальцет ным голосом певец может спеть еще целый ряд высоких звуков.
Вплоть до 2-ой четверти XIX века певцы-мужчины пользовались в пении натуральными грудным и фальцет ным регистрами, сглаживая между ними переход. Позднее они стали использовать прием прикрытия, который дал им возможность найти микст овый регистр и обрести полноценное звучание на всем двухоктавном диапазон е. Под микст ом, или смешанным регистром, понимается регистр голоса, в котором отчетливо проявляется как грудное, так и головное резонирование.
В редких случаях устройство гортани у мужчин таково, что грудной механизм легко переходит в микст овый, и весь голос получает единорегистровое звучание.
В женском голосе присутствует три регистра - грудной, средний (центр, медиум) и головной. У женщин более короткие, что создает предпосылки их смешанной работы в пределах медиума. Переход к нижним звукам, когда голос надо насытить грудным звучанием, требует более плотного смыкания складок. Как правило, при переходе к верхней части диапазон а у женщин чистый фальцет не образуется, и работа складок остается смешанной.
Естественные регистровые возможности по-разному используются в различных манерах профессионального пения. Народная манера пения характеризуется распространением работы грудного механизма (грудного резонирования) на центральный участок диапазон а. Академическая манера пения требует ровности двухоктавного диапазон а с сохранением в голосе как грудного, так и головного резонирования.
В разных типах голосов грудное и головное резонирование представлено неодинаково. Низкие, драматические голоса более полно используют грудное резонирование, а легкие и высокие - головное. Естественные границы регистров и местонахождение играют роль в определении типа голоса.
Стереотипные заблуждения .
Часто считают, что тот или иной регистр голоса существует, благодаря его (голоса) производству теми или иными ами. Грудной регистр якобы производится грудным резонатором, головной - головным, а смешанный микст овый - путем совместной работы грудного и головных резонаторов (отсюда выражение «смешивать резонаторы »).
В классической трактовке понятия «регистры» содержится фраза: «...работа складок остается смешанной». Исследования, проводившиеся в США, Италии, Японии, Австралии и ряде других стран мира однозначно подтвердили, что всегда работают в каком-либо одном «режиме», и такие режимы (состояния смыкания) не могут смешиваться между собой.
Трактовка наша .
Уже в классической трактовке наблюдается определенное объединение понятий механизма голосообразования с регистром. Классическое определение признает, что, несмотря на применение термина « », «резонирование», под одним и тем же способом звукоизвлечения понимается характер работы . Названия же регистров (грудной, головной, смешанный) даны ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по характеру виброощущений певца во время производства звуков в том или ином регистре голоса.
Так при пении в «грудном» регистре отчетливо ощущаются вибрации в районе груди, однако этот факт совершенно не означает, что низкие насыщенные звуки, которые называют «грудным голосом», создаются каким-либо грудным ом. Они создаются особым механизмом звукоизвлечения, о котором в классической трактовке можно прочитать: «…плотное смыкание напряженных позволяет использовать сильное подскладочное давление, что дает возможность извлекать мощные и богатые по тембру звуки, вызывающие отчетливое ощущение вибрации груди (отсюда название этого регистра)».
В современной вокальной науке вместо понятия «грудной механизм» используется упрощенная нумерация. Так соответствующий «грудному механизму» тип смыкания называют М1 (или «толстыми связками» по терминологии EVT). Существует также механизм М0, которому соответствует состояние смыкания, дающее непериодические колебания. Голос, звук, который при этом возникает, называют штробасом или «жареным» голосом (fry).
Очевидно, что в классическом вокале ни мужчины, ни женщины не применяют механизм М0.
Звуки «головного» регистра - аналогично, создаются совсем не «головным резонатором», это тоже определенный механизм смыкания и их состояние во время этого смыкания. Классическая трактовка называет такой вид работы фальцет ным механизмом, однако современные исследования показали, что звуки в высоком регистре голоса не всегда имеют фальцет ный характер. Это зависит от того, какое воздушное давление использует поющий, и как он может управлять объемом воздуха, используемым в вокале.
Аналогично, если петь звуки низкого регистра тихо, «осторожно», «вкрадчиво», то и в данном случае состояние смыкания связок будет не «грудным» (толстым), а «тонким» или «жестким» (если звук с большой долей воздушных шумов).
Звуки низкого регистра, исполненные с «придыханием», большой долей воздуха, сипловатостью, называют субтон ом. Хотя западная вокальная терминология оперирует в данном случае, вне зависимости от высоты звука, определением фальцет . Субтон , как и фальцет , традиционно не используется в классическом вокале.
То есть на участке, который принято называть грудным регистром, могут существовать несколько типов звукоизвлечения - расслабленные связки, толстые и жесткие. На участке же «головного» регистра - два, тонкие либо жесткие. Таким образом, «одинаковых способов звукообразования» много больше, чем об этом говорит классическая вокальная трактовка.
В «смешанном регистре» или микст е, непосредственный механизм голосообразования - М2, и состояние смыкания при этом - тонкое (но не жесткое!). Это также выяснено исследованиями с применением различной техники. Причем исследования проведены не только среди певцов, поющих классические произведения, владеющих исключительно классической вокальной техникой. В исследованиях участвовали вокалисты разнообразных вокальных стилей и манер, коими так богат сегодня современный вокал.
Так, например, выяснено, что «отчетливое проявление грудного резонирования» (см. классическую трактовку) связано вовсе не с существованием какого-то особенного, еще одного механизма создания звука. Этот эффект проявляется в случае удачной реализации певцом модификации резонансных полостей.
Прием прикрытия, о котором говорит классический вокал, является способом такой модификации, но не применяется в современном вокале, это прием исключительно для оперного, классического пения.
В современном вокале модификация резонансных полостей выполняется иным образом. Окончательным «продуктом» такой модификации является высокая форманта, получившая в англоязычной среде название twang. Когда вокалист умеет создавать в своем голосе ь twang, средние и даже высокие ноты голоса начинают звучать с «отчетливым проявлением грудного резонирования», хотя никакой «грудной » не участвует в создании такого звука.
Именно данная модификация резонансных полостей и приводит вокалиста (хоть классического, хоть современного) к получению «полновесного звучания», несмотря на присутствующий в основе генерации звука механизм М2, то есть тонкие связки, которые лежат и в основе звуков, считающихся «головными».
Поэтому говорить о наличии в «смешанном регистре» отдельного механизма звукообразования нельзя, физическая реальность выглядит иначе.
Существует также и механизм М3, к которому современная вокальная наука относит способ и состояние смыкания , при котором получаются высокие и сверхвысокие по частоте, но бедные по тембру звуки. Подобный механизм звукообразования (и регистр, соответственно) в классическом вокале получил название флейтового. Известно и другое название - свистковый регистр.
Механизм М3 характеризуется нахождением в растянутом состоянии, краевом смыкании, но, при этом, часть поверхности, которой соприкасаются между собой , не вибрирует. Таким образом, голосовая щель еще более уменьшена по сравнению с механизмом М2, поэтому становится возможным производство очень высоких звуков.
Итак, говоря о регистрах применительно к современному вокалу и разнообразию его стилей, а также звуков, используемых сегодня вокалистами, имеет смысл оценивать регистры певца с музыкальной точки зрения и говорить о нижнем, среднем или верхнем регистре голоса.
Если же имеется ввиду способ голосообразования, используемый для производства того или иного звука, понятие «регистр» становится неподходящим. Гораздо точнее можно передать информацию, если пользоваться градацией механизмов голосообразования (М0, М1, М2, М3), градацией состояния смыкания связок (расслабленные, толстые, тонкие, жесткие) или понятием вокальностей.
Например, уместнее вместо выражения «Когда я пою в грудном регистре…» использовать выражение «Когда я пою в нижнем регистре на толстых связках (или механизмом М1)…». Слышимый результат в обоих случаях одинаковый - относительно низкие звуки с насыщенным тембром.
Но ведь может быть и другое выражение: «Когда я пою в нижнем регистре на жестких связках…», и слышимым результатом будет субтон (фальцет в западной терминологии).
Или вместо выражения «Когда я пою в фальцет ном регистре…» использовать выражение «Когда я пою в верхнем регистре на тонких связках (или механизмом М2)…» Хотя слышимый результат может быть разным - если связки действительно «тонкие», то мы услышим такой звук, который принято называть «головным голосом», а вот если связки не «тонкие», а «жесткие» - мы услышим фальцет .
Аналогично выражение «Когда я пою микст ом…» стоит поменять на выражение «Когда я пою в среднем регистре…» Поскольку звучание «микст а» в современном вокале очень разнообразно и зависит от достигнутой степени модификации резонансных полостей.
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты