Город-призрак Припять: смотреть, нельзя трогать. Мёртвый живой город
Н евинный и перспективный атомград советской эпохи погружен в глубокий сон. Уже 29 лет он покрыт радиоактивным одеялом и изредка просыпается, чтобы на мгновения приютить в себе приезжающих со всего мира гостей. Сегодня нас 25 беларусов, прибывших с разных частей страны за красивыми пейзажами, отчуждённостью, атмосферой и тишиной...
Впечатления могут сравниться лишь с первым полётом на самолёте - учащается сердцебиение, появляется лёгкий мандраж в ногах, душа наполняется неизведанными ощущениями. Постепенно появляется таинственное чувство дежавю - словно я здесь бывал. Знакомы леса, сооружения, дороги. Описать возникающие эмоции сложно. Некая поместь неизведанности, отчуждённости и эйфории.
Припять началась с моста "смерти" - одной из легенд зоны. Говорят, после взрыва, люди выходили на этот мост, чтобы посмотреть на пылающий реактор, а один из милиционеров, поставленных на мосту скончался уже через сутки. Правда или вымысел мне так и не стало известно...
Фотография №1. Мост смерти
Спустя минуты автобус пересёк КПП в город и по заросшей, изрядно потрёпанной природой, дороге двинулся по проспекту Ленина к площади.
Фотография №2. КПП при въезде в Припять
Н елепо переступая выглядывавший из под асфальта мох, группа двинулась к дому культуры Энергетик. Нет предела человеческой жадности - вандалы вынесли всё, что плохо лежит, полнейшая разруха. Даёт о себе знать и время, которое подружившись с природой выполняет немыслимые вещи. Настенная живопись пережила свои времена и медленно осыпается. Повсюду разбитое стекло, линолиум на лестницах, который был уложен после катастрофы и служил людям ещё некоторое время после аварии. На втором этаже, большую часть помещения занимает спортзал, с уцелевшими воротами и шикарными видами на парк.
Фотография №3. ДК Энергетик
Фотография №4. ДК Энергетик. Настенная живопись
Фотография №5. ДК Энергетик. Вид из окон спортзала
Д альнейшее знакомство с Припятью происходит в парке. Уже издалека виднеется знаменитое колесо обозрения, так и не запущенное для людей. Рядом качели и ещё несколько атракционов. Слева, на магазине, творчество незваных гостей - цветное граффити вандалов, выглядывающее из-за зарослей.
Из-за кустов виднеются качели,
Изображения советского вождя.
Но в этот город, к сожалению,
Жить люди не вернуться никогда.
Фотография №6. Парк. Атракцион с электрическими машинками
Фотография №7. Парк. Колесо обозрения
Фотография №8. Трибуны и техническое помещение
Фотография №9. Турникеты при входе на стадион
П робираясь дальше по заросшим дорогам, группа приближается к бассейну Лазурный, который так же служил людям после катастрофы. На здании часы, время на которых замерло ещё в 1986 году, а благодаря нелегальным туристам, растворилось в минутах аварии - 1:23.
Помимо бассейна здесь много помещений: инвентарные, душевые, раздевалки. Есть свой спортзал, где по непонятным причинам взорван дощатый пол - в футбол здесь явно не поиграешь.
Фотография №10. Часы на здании бассейна Лазурный
Фотография №11. Бассейн Лазурный
Фотография №12. Бассейн Лазурный
"П окупавшись" вдоволь в лазурном бассейне группа перемещается в школу №3. При входе в школу лежит новая, намокшая от дождя, книга. Среди бывалых посетителей Чернобыльской зоны заведены традиции и правила, согласно одному из которых человек, взявший из Припяти радиоактивный сувенир , вопреки безопасности и правилам посещения ЧЗО, должен оставить здесь что-то своё.
Пробираясь по коридорам, устеленных книгами и пылью, замечаешь насколько велик труд мародёров, позаимствовавших отсюда мебель и металл - хорошо хоть книги не посдавали на макулатуру. К слову о книгах. Фотографируя уже готовые постановки из книг, на глаза натыкается открытый учебник 3 класса по правилам дорожного движения - в советские времена больше думали о людях и ценили жизнь подрастающих поколений.
Как много здесь книг и советской символики. Плакаты вождя ушедшей эпохи встречаются повсюду. Так же повсюду встречаются постановки фотографов: книги, игрушки, плакаты. Помещения опустелые, лишь изредка встречаются шкафы. На пути лишь единственный кабинет физики, до которых рука мародёров так и не дошла. Здесь снимали клипы некоторые музыканты, к примеру британская рок-группа pink floyd. Насладившись школьной ностальгией группа выдвинулась дальше.
Фотография №13. Школа №3
Фотография №14. Школа №3
Фотография №15. Школа №3
Фотография №16. Школа №3
Фотография №17. Школа №3
Фотография №18. Школа №3
Фотография №19. Школа №3
Фотография №20. Школа №3
В Припяти остался лишь один объект, который удастся посетить - Готель Полiсся, а если быть точнее, то его последний этаж. Возвращаясь уже по знакомым тропам назад, узнаёшь места, которые до этого дня видел сотни раз на фотографиях. По пути встречаются группы туристов, которых сегодня здесь было около пяти . В такие моменты начинаешь сомневаться в необитаемости, отчуждённости и одиночестве города. Город живёт часами, в которые гостеприимно принимает у себя людей из разных уголков мира.
Тень Припяти отражается в лужах,
Издалека слышен тихий песни мотив.
Город живёт мечтами о судьбах,
Чьи мгновенья на день приютил.
Находясь здесь перестаёшь думать о радиации. Трудно поверить в то, что здесь она превышает норму. Щедро светит весеннее солнце, от лёгкого ветерка шелестят листья, не умолкая щебечут птицы. Разве можно в такой атмосфере ощущать что-то помимо счастья и доли адреналина?! Какая радиация?! Чушь!
Проходя мимо однотипных домов, густых городских джунглей, голову посещают какие-то философские и жизненные мысли, постепенно доходит где ты находишься и главное - для чего ты здесь...
Фотография №21. Однотипный припятский дом
Фотография №22. Дорожный знак осторожно дети
П одходя к месту назначения, на глаза попадаются знаменитые припятские тени. Чёрные граффити, нарисованные в период расцвета компьютерное игры сталкер, для придания городу таинственности, страха и некой философской ауры.
Фотография №23. Тени Припяти
Фотография №24. Тени Припяти
Фотография №25. Тени Припяти
В ремя ограничено - уже опаздываем. Есть 10 минут, чтобы подняться на последний этаж Готеля Полiсся, сделать последние снимки Припяти и насладится городом с высоты. Оперативно поднимаясь по лестнице, покрытой линолиумом, мельком разбираешь предметы, находящиеся на этажах. Поднявшись наверх, следуем к крайней комнате. Вот она Припять во всей своей красе! Зелёная, цветущая, живая.
С одной стороны виднеется ЧАЭС, строящийся НБК, с другой - площадь. невероятно красивый город, даже после 29 лет без людей, поражает своей архитектурой и стойкостью. С улицы звучит свисток - пора ехать. Делая на ходу последний фотографии, мысленно прощаешься с Припятью. Особо не замечая шестнадцатиэтажек, проросших здесь берёзок, на фоне впечатлений, полученных за день экскурсии.
Уже спустя минуты автобус трогается с места и Припять незримо всплакивает и прощается со своими гостями. И снова проспект Ленина, изрядно поросшая растительностью дорога, однотипные дома, выглядывающие из-за деревьев и наконец КПП. Шлагбаум закрывается и вместе с ним мечта посетить Припять снова появляется, только уже с необычной силой...
В заключении
Люди со всего мира приезжают сюда за ощущениями, за частичкой истории, приданием почести подвигу ликвидаторов, и сегодня здесь был я. Мечта посетить посетить мёртвый город обернулась крахом, ведь Припять не мёртвый город, это город молодости, юношества, детства и он навсегда останется живым в памяти его жителей и эмоциях туристов.
Ты город не мой - ты город души,
За подвиг немой, меня ты прости...
1. Покинутый город Припять расположен в Киевской области, всего в 94 км от столицы Украины и в 3 км от Чернобыльской АЭС. Название города происходит от одноименной реки, на которой стоит город. Припять — город, который навсегда остался в СССР.
2. Сегодня в город можно попасть только через КПП, с проводником и специальным разрешением. Весь город обнесен колючей проволокой. В городе есть места с уровнем радиации превышающим шкалу бытовых приборов, но в целом, Припять, по уровню загрязнения, практически не отличается от Москвы, Минска, Киева или какого-либо иного города (около 15-20-ти микрорентген/час).
3. На одном из домов Припяти, до аварии, большими буквами виднелась надпись — «Хай (рус. «пусть») будет атом работником, а не солдатом». После трагических событий на АЭС, один из солдат, которые работали в городе, вырезал из фанеры букву «У» и вставил ее в первое слово вышеупомянутой надписи. Вскоре поступил приказ всю надпись снести. Остались лишь буквы…
4. Согласно данным, в 1885 году в городе проживало 47,5 тыс. человек. Каждый год население Припяти увеличивалось на 1,5 тыс. человек. По вечерам здесь можно было увидеть множество колясок и гуляющих пап и мам со своими малышами. По проекту город рассчитывался на 78-80 тыс. человек. Атомоград должен был стать одним из самых красивых городов Украины.
5. На 2013 год в Припяти действуют четыре объекта: КПП, спецпрачечная, гараж для машин, вывозящих радиоактивные отходы и станция для фторирования и обезжелезивания воды.
6. Для эвакуации населения 27 апреля 1986 года прибыло 1200 автобусов и 3 поезда из Киева и других населенных пунктов.
7. Недалеко от города когда-то находился «Рыжий лес» — участок леса, который принял на себя большую часть при выбросе радиоактивной пыли. В результате деревья погибли и окрасились в бурый цвет. Также было зафиксировано и свечение некоторых погибших деревьев. Впоследствии, при дезактивации данного участка, лес снесли бульдозерами и закопали.
8. ЮНЕСКО включила Припять в свой список, назвав город памятником самой страшной ядерной катастрофы в истории человечества.
9. Путь в Припять пролегает через «мост смерти». В момент аварии на ЧАЭС мост был самым «грязным местом», уровень радиации в 1986 году здесь достигал 600 рентген/час, при том, что смертельной для человека является доза в 200 рентген. С моста открывается отличный вид на ЧАЭС и поэтому, многие люди (в основном это были дети) приходили сюда посмотреть на горящую атомную станцию. Все те, кто пришел на мост, в первые дни аварии, получили смертельную дозу радиации и умерли через несколько дней. Вот поэтому мост и получил столь ужасное название…
10. Ковш на фото побывал в самом эпицентре аварии. Даже в нескольких метров от ковша, сила излучения превышает 6 тысяч микрорентген/час!
11. Бассейн «Лазурный» считается одним из самых «чистых» мест в Припяти. Он работал до 1998 года, а закрыт был из-за нехватки средств на содержание. Воду в бассейн набирали из Припяти.
12. Город Припять был основан в 1970 году и покинут в 1986. Таким образом, город просуществовал, как населенный пункт, всего 16 лет.
Будущий 2011 год объявлен в Украине годом Чернобыля. Земли так называемой зоны отчуждения в районах, которые пострадали от аварии на ЧАЭС, собираются использовать в сельскохозяйственных целях. Пока же по пустующим территориям Чернобыля, где до сих пор превышена доза допустимой радиации, организовывают экскурсии.
Ядовитая вода, рыбы-мутанты, отравленная радиацией земля и разрушенные временем дома - именно за этим едут туристы-эктремалы в Припять , ставший "жертвой" катастрофы на Чернобыльской АЭС .
Путешествие по мертвому населенному пункту обходится в 110 долларов США. Главное правило в бывшем городе атомщиков: смотреть, но не трогать. В некоторых районах уровень радиации достигает 80 микрорентген при норме в 30. В зоне поражения туристам можно находиться только 8 часов, а потому, утверждают специалисты, такая доза радиации не опасна для организма. Единственное, о чем предупреждают посетителей, на время экскурсии надеть плотную, закрытую одежду и обувь на толстой подошве.
По словам туристов, все, кто едет в направлении Припяти, проезжают через участок, в котором скрестились воздушные потоки, разносившие в момент взрыва радиоактивные частицы. Даже сейчас счетчик Гейгера показывает 2000 микрорентген.
Еще одна из опасных "достопримечательностей" Припяти - так называемый "мост смерти". Он соединяет саму станцию и город. Во время аварии, когда над ЧАЭС стал заметен дымок, именно на этот мост и выходили местные жители и пытались понять, что же произошло. Практически всех, кто стоял на этом мосте, уже давно нет в живых.
В Припять больше никто так и не вернулся. Некоторых людей вывозили из опасной зоны в домашнем халате и тапочках и предупреждали, что это временные меры, чтобы не было паники. Когда вывезли все, были сформированы специальные отряды, которые отстреливали брошенных домашних и диких животных.
Во время взрыва на четвертом энергоблоке погиб только один человек, ещё один скончался утром от полученных травм. Впоследствии, у 134 сотрудников ЧАЭС и членов спасательных команд, находившихся на станции во время взрыва, развилась лучевая болезнь, 28 из них умерли в течение следующих нескольких месяцев.
Берега реки Припять, которые с 2017 года стали недосягаемыми для населения Житковичей и Турова, вновь соединены надежным мостом. По реконструированной переправе скоро пойдет первый транспорт. Официальное открытие движения по мосту намечено на 7 ноября. Сегодня мостостроители заканчивают укладку асфальтового дорожного покрытия.
Напомним, что в негодность мост пришел в прошлом году. Тогда была обнаружена огромная трещина, которая стала причиной проседания дорожного полотна на полметра. Власти решили экстренно закрыть мост и полностью разрушить его опасный участок. Он был подорван и подготовлен к реконструкции.
Объездная дорога между населенными пунктами, до которых, казалось, рукой подать, составила 300 км, поэтому была организована переправа людей по воде. Это было необходимой мерой, так как многие из них проживая в Житковичах, имели постоянное место работы в Турове. Там находятся сельхоз хозяйства с крупными фермами. Поэтому доставлять людей на работу взялись сотрудники МЧС. Они задействовали для переправы все свои плавсредства, но и этого оказалось мало. Пришлось сооружать специальный паром, кроме которого, от берега к берегу курсировали катера и лодки.
Такое сообщение было крайне неудобным и зависело, прежде всего, от погоды и направления ветра. Иногда добраться к другому берегу вообще становилось нереально.
Конструкции, которая дала трещину, на тот момент уже было 30 лет. Мост строили еще при Советском Союзе и свой срок он отстоял без капитального ремонта. Вначале власти подумывали полностью снести конструкцию, но специальная комиссия, смотрев сооружение, пришла к выводу, что подкачал только взорванный участок моста, остальная конструкция вполне пригодна для дальнейшей эксплуатации. Поэтому, было решено заменить лишь середину моста.
На постоянные опоры были установлены новые металлоконструкции. Сверху уложили дорожное полотно, состоящее из специальных бетонных плит. Уже на них был положен асфальт. Этот участок составил 200 метров в длину. Во время ремонтных работ строителям пришлось отводить русло реки в сторону. Сейчас ее уже возвращают на прежнее место.
Специалисты рассказывают, что работа была не из легких. Поджимали и сроки сдачи объекта. Один из ведущих специалистов «Мостостроя» Дмитрий Гурский, руководивший участком мостостроительного управления № 4, гарантирует качество работ на данном объекте. Он рассказывает, что было привлечено много специалистов и рабочей силы, достаточное количество техники. Все это позволило закончить намеченные работы в срок.
А работа была очень сложной и в основном проводилась на высоте пятнадцати метров. В начале реконструкции были установлены временные опоры, где работали сварщики, соединяя металлические конструкции в единое целое. Гурский рассказывает, что сварщики сутками находились на этой высоте, не спускаясь на землю. По мнению мостостроителя, конструкция получилась довольно прочная, несмотря на ее облегченный вариант, по сравнению с морально устаревшей конструкцией прошлых лет.
Такого же мнения придерживается и директор мостостроительного управления № 4 предприятия «Мостострой» Сергей Лазбекин. Он уверен, что мост простоит не менее ста лет, если вовремя будут проводиться профилактические работы. Сами же металлические конструкции надежно защищены от коррозии и другого внешнего воздействия. Они покрыты цинкосодержащими составами и гидроизоляцией. Строители говорят, что мост практически готов. Осталось «навести красоту» — установить отбойники, обозначить пешеходный переход и соорудить откосы.
Мостостроители уже готовятся перейти на другой объект под Гомелем. Там их ожидает фронт работ по реставрации моста на реке Сож.
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты