Тест "бессоюзное сложное предложение". Бессоюзное сложное предложение $$$011
$$$001. Бессоюзным предложением является
А) Все в поселке удивлялись, что старуха не продает свою драгоценность
В) Любишь кататься - люби и саночки возить
С) Когда б имел я сто очей, то все бы сто на вас глядели
D) Василиса заплакала, а её дочь смутилась
Е) Мы все вспомнили, что наш Беликов не женат
{Правильный ответ} =B
{Сложность} = 3
$$$002. Бессоюзное сложное предложение с причинными отношенями -
А) Собака ткнулась и заорала: она себе наколола нос о колючки
В) Опоздаешь - пеняй на себя
С) Мутно небо, ночь мутна
D)Вьюга злится, вьюга плачет, кони чуткие храпят
Е) Он понял: собака с чем-то встретилась
{Правильный ответ} =A
{Сложность} = 2
$$$003. Бессоюзное предложение с отношениями следствия-
А) Сыр выпал- с ним была плутовка такова
В) Назвался груздем – полезай в кузов
С) Земля ей - что рыбе вода: землеройка мгновенно исчезла
D) Посмотрит – рублем подарит
Е) Огляделся – его и след простыл
{Правильный ответ} =A
{Сложность} = 2
$$$004. БСП, обозначающие одновременность происходящих событий-
А) Когда мы возвращались домой, было темно и тихо
В) Мчатся тучи, вьются тучи
С) Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из тени и света
D) Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки и фонари
Е) На ель ворона взгромоздясь, позавтракать совсем уж было собралась, да призадумалась…
{Правильный ответ} =B
{Сложность} = 2
$$$005 Количество пропущенных знаков препинания в предложении:
Еще веселее казалась обсаженная березами омытая дождем дорога мутные потоки стремились по склонам многоцветная радуга висела над лугом яркое солнце блестело на спинах бодро бежавших лошадей.-
А. Четыре.
{ Правильный ответ} =А
{ Сложность} = 3
$$$006. Сложное бессоюзное предложение-
А. Час обеда приближался.
В. Теплый весенний вечер.
С. Катятся ядра, свищут пули.
Д. Ты приходи поскорей.
Е. Человек – это звучит гордо!
{ Правильный ответ} =С
{ Сложность} = 3
$$$007.Бессоюзное сложное предложение
:
A) Покос - самая трудная и весёлая пора.
B) Сомненья, неудачи, несчастья - всё переносится лично.
C) Нынче был для него торжественный день - годовщина его коронования.
D) Читать - значит вырабатывать вкус.
Е) Дело не любишь - мастером не будешь.
{Правильный ответ}=Е
{Сложность}=2
$$$08. В БСП стоит тире -
A) Сыр выпал с ним была плутовка такова..
B) Всю дорогу до хутора молчали говорить мешала тряская езда.
C) Небо очистилось замелькали звезды становилось уже светло.
D) Тут его осенила мысль люди должны быть где-то поблизости.
Е) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.
{Правильный ответ}=А
{Сложность}=2
$$$009. Бессоюзное сложное предложение, между частями которого должно стоять двоеточие
:
A) Печален я со мною друга нет.
B) Ввысь взлетает Сокол жмётся Уж к земле.
C) Дул ветер снег падал хлопьями.
D). Мчатся тучи, вьются тучи.
Е) Сыр выпал с ним была плутовка такова..
{Правильный ответ}=А
{Сложность}=2
$$$010.Бессоюзное сложное предложение со значением причины:
A) Предметы теряли свою форму всё сливалось сначала в серую потом в тёмную массу.
B) В избах и по дворам было пусто все ушли копать картошку.
C) Одно мне всегда было странно я никогда не делался рабом любимой женщины.
D) Он понял собака встретилась с чем-то опасным.
Е) Погода была ужасная выл ветер снег падал хлопьями.
{Правильный ответ}= В
{Сложность}=2
$$$011. Количество пропущенных запятых в предложении:
Сильный ветер внезапно загудел в вышине деревья забушевали крупные капли дождя резко застучали зашлепали по листьям сверкнула молния и гроза разразилась.
{Правильный ответ}= Е
{Сложность}=2
$$$012. Бессоюзным сложным предложением является-
А) Все в поселке удивлялись, что старуха не продает свою драгоценность.
В) Любишь кататься - люби и саночки возить.
С) Когда б имел я сто очей, то все бы сто на вас глядели.
D) Василиса заплакала, а её дочь смутилась.
Е) Мы все вспомнили, что наш Беликов не женат.
{Правильный ответ}= В
{Сложность}=2
$$$013. Бессоюзное сложное предложение с причинными отношенями -
В) Опоздаешь - пеняй на себя.
С) Мутно небо, ночь мутна.
Е) Он понял: собака что-то нашла.
{Правильный ответ}= А
{Сложность}=2
$$$014. Бессоюзное сложное предложение с условными отношенями -
А) Собака ткнулась и заорала: она себе наколола нос о колючки.
В) Опоздаешь - пеняй на себя.
С) Мутно небо, ночь мутна.
D)Вьюга злится, вьюга плачет, кони чуткие храпят.
{Правильный ответ}= В
{Сложность}=2
$$$015. Бессоюзное сложное предложение с отношениями следствия-
С) Земля ей - что рыбе вода: землеройка мгновенно исчезла.
{Правильный ответ}= А
{Сложность}=2
$$$016. Бессоюзное сложное предложение, обозначающее одновременность происходящих событий -
В) Мчатся тучи, вьются тучи.
{Правильный ответ}= В
{Сложность}=2
$$$017. Бессоюзное сложное предложение с сочинительными отношениями -
А) Собака ткнулась и заорала: она себе наколола нос о колючки.
В) Опоздаешь - пеняй на себя.
С) Не поедем сегодня за город: дождь надвигается.
D)Вьюга злится, вьюга плачет, кони чуткие храпят.
Е) Он понял: собака с чем-то встретилась.
{Правильный ответ}= D
{Номер темы}=12
{Сложность}=2
$$$018. Бессоюзное сложное предложение с отношениями причины-
А) Сыр выпал- с ним была плутовка такова.
В) Назвался груздем – полезай в кузов.
С) Урожай был скудным: все лето не было дождей.
D) Посмотрит – рублем подарит.
Е) Огляделся – его и след простыл.
{Правильный ответ}= С
{Номер темы}=12
{Сложность}=2
$$$019. Бессоюзное сложное предложение, обозначающее одновременность происходящих событий -
А) Когда мы возвращались домой, было темно и тихо.
В) Мчатся тучи, вьются тучи.
С) Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из тени и света.
D) Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки и фонари.
Е) На ель ворона взгромоздясь, позавтракать совсем уж было собралась, да призадумалась.
{Правильный ответ}= В
{Номер темы}=12
Карточка 1
1. Я люблю Древнюю Русь я вижу в ней борьбу страдания народные попытку общества исправить недостатки. 2. Я думаю в школе очень нужна работа по краеведению. 3. Вывернули из-за очередного поворота впереди неожиданно показалась избушка. 4. Последние лучи солнца исчезли золото скал потускнело. 5. Луна растворяясь в пелене сизых туч опускалась к земле свет ее уже потускнел.
Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс
Карточка 2
Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.
1.Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи наискось резали небо молнии чуть слышно погромыхивал гром. 2. 3. Сорока подняла голову сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица. 4.Назвался груздем полезай в кузов. 5. Солнце дымное встает будет день горячий.
Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс
Карточка 3
Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.
Проснулся пять станций убежало назад.
В первую минуту мне стало обидно они не ищут меня.
Запомните
Погода утихла тучи расходились снова заблестело солнышко.
Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс
Карточка 4
Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.
Хотел рисовать кисти выпадали из рук.
Сзади шапкой стоял лес впереди расстилалось болото справа был пустырь.
Кукушка закуковала пора сеять лен.
Я выглянул из окна и увидел все небо заволокло тучами.
Мороз не страшен воздух сухой ветра нет.
Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс
Карточка 5
Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.
Вывернули из-за очередного поворота впереди неожиданно показалась избушка.
На дворе середина декабря окрестность охваченная неоглядным снежным саваном тихо цепенеет.
Мне впервые стало обидно они не ищут меня.
Свернули вправо впереди неожиданно показалась речушка.
Хорошенько запомните
Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс
Карточка 6
Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.
Глинистая дорога раскисла от дождя приходилось жаться к мокрым кустам.
Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи наискось резали небо молнии чуть слышно погромыхивал гром.
Солнце сильно палит к вечеру соберется гроза.
Последние лучи солнца исчезли золото скал потускнело.
Запомнитени один злой человек не бывает счастлив.
Ключи
Карточка 1 | Карточка 2 | Карточка 3 | Карточка 4 | Карточка 5 | Карточка 6 |
|
: причина | , последов | - быстрая смена событ | - противоп | - быстрая смена соб. | - следствие |
|
: дополняет, изъясняет | ; осложнено | - следствие | , перечисл | ; осложн | , одноврем событий |
|
- быстрая смена событ | : пояснение | : причина | - условие | : причина | - следствие |
|
- следствие | - условие | : изъяснен | : изъяснен | - быстрая смена соб. | - следствие |
|
; осложн.д.о | - следствие | , перечисл | : причина | : изъяснен | : изъяснен |
Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс
Карточка 1
Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.
1. Я люблю Древнюю Русь: я вижу в ней борьбу, страдания народные, попытку общества исправить недостатки. (причина) 2. Я думаю: в школе очень нужна работа по краеведению. (дополняет, изъясняет) 3. Вывернули из-за очередного поворота - впереди неожиданно показалась избушка. (быстрая смена событий) 4. Последние лучи солнца исчезли - золото скал потускнело. (следствие) 5. Луна, растворяясь в пелене сизых туч, опускалась к земле; свет ее уже потускнел. (1 пр. осложнено д.о.)
Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс
Карточка 2
Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.
(одновременность событий)
(осложнено прич. Об.)
Сорока подняла голову: сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица. (пояснение)
Назвался груздем- полезай в кузов. (условие)
Солнце дымное встает- будет день горячий. (следствие, результат)
Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс
Карточка 3
Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.
Проснулся- пять станций убежало назад. (быстрая смена событий)
2.Солнце сильно палит-к вечеру соберется гроза. (следствие, результат)
3.В первую минуту мне стало обидно: они не ищут меня. (причина)
4.Запомните:ни один злой человек не бывает счастлив. (изъяснение)
5.Погода утихла, тучи расходились, снова заблестело солнышко. (перечисление)
Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс
Карточка 4
Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.
Хотел рисовать- кисти выпадали из рук. (противопоставление)
Сзади шапкой стоял лес, впереди расстилалось болото, справа был пустырь. (перечисление)
Кукушка закуковала – пора сеять лен. (условие. время)
Я выглянул из окна и увидел: все небо заволокло тучами. (изъяснение, дополнение)
Мороз не страшен: воздух сухой, ветра нет. (причина)
Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс
Карточка 5
Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.
Вывернули из-за очередного поворота - впереди неожиданно показалась избушка. (быстрая смена событий)
На дворе середина декабря; окрестность, охваченная неоглядным снежным саваном, тихо цепенеет. (осложнено прич. Об.)
Мне впервые стало обидно: они не ищут меня. (причина)
Свернули вправо - впереди неожиданно показалась речушка. (быстрая смена событий)
Хорошенько запомните:ни один человек не смог пройти через это болото. (изъяснение)
Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс
Карточка 6
Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.
Глинистая дорога раскисла от дождя- приходилось жаться к мокрым кустам. (следствие, результат)
Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи, наискось резали небо молнии, чуть слышно погромыхивал гром. (одновременность событий)
Солнце сильно палит - к вечеру соберется гроза. (следствие, результат)
Последние лучи солнца исчезли - золото скал потускнело. (следствие)
5. Запомните:ни один злой человек не бывает счастлив. (изъяснение)
Цель: обобщить и систематизировать знания о бессоюзном сложномпредложении.
Задачи урока:
- Образовательные : повторить материал о бессоюзном сложном предложении, закрепить пунктуационные навыки в предложениях данного типа.
- Развивающие : пронаблюдать, как изученные конструкции предложений помогают выразить стиль писателя; развивать творческие способности учащихся, постигать красоту родного слова.
- Воспитательные : содействовать воспитанию любви к природе, родному языку, бережному отношению, интереса к нему.
Цели учащихся:
- Обобщить и систематизировать материал о бессоюзном сложном предложении
- Качественно подготовиться к зачёту.
- Выполнить самостоятельное исследование по теме “Частотность употребления конструкций БСП в произведениях И.С. Тургенева”
- Проявить свои творческие способности с использованием БСП
- Овладеть методами сравнения, наблюдения.
Оборудование : мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, произведения И.С.Тургенева (“Голуби”, “Первая любовь”, “Бежин луг”)
Ход урока
I. Организационный момент. (Знакомство с темой и целью урока.Учащиеся выбирают свои цели. Исходя из темы урока учащиеся формулируют общую цель урока)
II. Эвристическая беседа (образовательная напряжённость)
Слово учителя: как сердцу высказать себя? Как передать радость и боль, тоску и восторг, счастье, раздумья, свои чувсва? Изучая русский язык, мы много раз убеждаемся, какие безграничные возможности для выражения наших мыслей и чувств даёт он. Сегодня мы попробуем увидеть экспрессивные возможности БСП. Попытаемся понять, какова же экспрессивная роль БСП в художественном тексте.
III. Словарная работа.
Что обозначает слово экспрессия. Как БСП влияют на экспрессию
IV. Метод эмпатии. Язык Тургенева… Поразительно красив и светел.
Музыка тургеневского слова… Она завораживает, чарует, учит любить
Родное слово, родную природу. Послушайте отрывок из стихотворения в прозе Тургенева “Голуби” (Подготовленный ученик читаеттекст, который спроектирован на экран)
Обратите внимание, каких предложений в тексте больше?
В произведении Тургенева очень много БСП.
Какую картину создаёт писатель, используя экспрессивные возможности БСП?
Писатель создаёт яркую картину природы.
V. Проверка домашнего задания.
БСП в повести Тургенева “Первая любовь” (из учебника литературы)
Монологические ответы учащихся о знаках препинания в БСП по темам с приведением примеров из повести.
1. Двоеточие в БСП.
2. Точка с запятой.
3. Тире в БСП.
VI. Минуты творчества. Метод образного видения.
Сочинение по данному началу, используя экспрессивные возможности БСП “Вхожу в зимний лес… Проанализируйте в своих текстах особенности употребления БСП.
VII. Чтение работ. Рецензирование.
VIII. Работа с текстом Тургенева по группам с учётом учебных возможностей учащихся. Метод наблюдения над стилем писателя. (текст на экране).
Но вот наступает вечер. З..аря запылала пожаром и обхв..тила полнеба. Солнце садит(?)ся. Воздух в(близи) как(то) особенно прозрачен словно стекля(н,нн)ый вдали л..жит(?)с мя..кий пар тёплый на вид вместе с р..сой падает алый блеск на поляны ещё (не)давно облитые потоком жи..кого золота (от) дерев..ев (от) кустов (от)высоких ст..гов сена поб..жали дли(н,нн)ые тени.
Задание: списать, расставит знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы.
Дополнительно по группам:
- 1 группа – обозначить орфограммы, объяснить написание слов
- 2 группа – пунктуационный разбор последнего предложения, составить схему
- 3 группа – определить стиль, тип речи, найти художественные средства выразительности, выписать
Проверка выполненного задания.
Вопросы для обсуждения:
- Как нужно читать БСП?
- Какая должна быть интонация?
- Что особенного, тургеневского, вы заметили в
этом тексте?
Обратите внимание на употребление предлога ОТ, других повторяющихся слов. (Повтор характерен для стиля писателя, это любимый художественный приём Тургенева) - Какую картину рисует писатель? С помощью чего?
- (Живопись словом. Создаётся прекрасная картина заката благодаря выразительным средствам языка, экспрессивности БСП. Тургенев мастер пейзажа. В.Г.Белинский о нём говорил: “Не можем упоминуть о необыкновенном мастерстве Тургенева изображать картины русской природы”)
IX. Эвристическое задание.
Самостоятельная работа с рассказом “Бежин луг” (тексты у учащихся)
Задание : найти БСП. Исследуйте частотность употребления БСП.
Какова стилистическая роль БСП в рассказе Тургенева? Сделайте вывод.
Запишите в тетрадь.
X. Проверка задания.
Почему у Тургенева такое обилие БСП? Чем объяснить?
(Тургенев использовал БСП для передачи экспрессии, большей выразительности, создавая незабываемые пейзажные зарисовки).
Мы, читая тургеневское описание, будто слышим звуки природы, ощущаем запахи, видим краски. Можно зрительно представить картину, написанную Тургеневым.
XI. Рефлексия.
Удовлетворены ли вы результатами своей работой на уроке?
Достигли ли вы своей цели на уроке?
Что для вас было самым интересным?
Как бы вы продолжили своё исследование?
Домашнее задание.
Найти БСП в стихах Тютчева, Фета. Выписать.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в тех случаях, когда основная часть высказывания находится в первой части сложного предложения, а во второй части содержится пояснение, раскрывается содержание первой части или есть указание на причину .
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится:
1. Если вторая часть предложения раскрывает содержание первой части
(в таких случаях между частями бессоюзном сложном предложении возможна подстановка слов «а именно»).
НАПРИМЕР:
Приближалась роковая минута: полёт направлялся к раскрытым воротам дворца
(Олеша). А тут ещё забота: течёт сквозь крышу, каплет с потолка
(Бунин). Я предал всё: на шумный круг друзей я променял священный шум дубравы
(Ходасевич).
2. Если вторая часть указывает основание или причину того, о чём говорится в первой части (в данном случае возможна подстановка союзов так как, потому что).
НАПРИМЕР:
Я глядел в огонь и боялся поднять голову: казалось, кто-то смотрит на меня из темноты
(Коваль).
3. Если в первой части бессоюзного сложного предложения содержатся глаголы видеть, смотреть, слышать, знать, понимать, чувствовать
и т. п. (в этом случае между частями предложения можно вставить союз что).
НАПРИМЕР:
С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения
(Пушкин). Я чувствовал: вся кровь моя в лицо мне кинулась
(Пушкин). Помню также: она любила хорошо одеваться и прыскаться духами
(Чехов).
4. Если в первой части имеются глаголы выглянуть, оглянуться, поднять (глаза, голову), прислушаться и т. п., предупреждающие о дальнейшем изложении (между частями предложения можно вставить слова и увидел (и услышал, и почувствовал): Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь
(Пушкин). Оборачиваюсь: Грушницкий!
(Лермонтов). Варвара прислушалась: донёсся шум вечернего поезда
(Чехов). Я поднял глаза: на крыше моей хаты стояла девушка
(Лермонтов). Поглядел Полкан: глаза у Светланы ясные, руки пахнут травой и цветами
(Гайдар).
Если в первой части бессоюзного сложного предложения имеются слова так, таков, такой, одно и т. п., конкретное содержание которых раскрывается во второй части: Обычай мой такой: подписано - так с плеч долой
(Грибоедов). Как все московские ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами и чинами
(Грибоедов). Одно было несомненно: назад он не вернётся
(Тургенев).
ВНИМАНИЕ!
1. Двоеточие ставится перед прямым вопросом, включённым в состав бессоюзного сложного предложения: Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить?
(Чехов). Подозрительно потянул Полкан носом: не пахнет ли от хитрых мальчишек морковкой из колхозных огородов?
(Гайдар).
2. Двоеточие обязательно в сложных предложениях, в которых вторая часть, поясняющая, раскрывающая смысл первой, представляет собой сложноподчинённое предложение: Только потом я понял: чтобы добираться на работу без опозданий, придётся расстаться с машиной и ездить на метро.
3. В бессоюзном сложном предложении при обозначении пояснения, причины, обоснования допустимо употребление тире вместо двоеточия (особенно в художественной литературе и в публицистике): Соседскую кошку мы не любили - она вечно сидела на нашем заборе и охотилась на доверчивых птиц.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
В этом задании необходимо различать:
1) простое предложение с однородными членами предложения и обобщающим словом при них;
Подсказка. Если не помнишь, как отличить простое предложение от сложного, посмотри задание А19.
2) знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Правило.
Обобщающее слово при однородных членах предложения.
Обобщающее слово – это слово, являющееся общим по отношению к однородным членам предложения. Однородные члены предложения уточняют, конкретизируют обобщающее слово.
Обобщающим словом могут быть определительные местоимения и наречия (все, всегда, везде, всюду) , а также другие члены предложения и цельные словосочетания.
Обобщающие слова являются тем же членом предложения, что и однородные члены.
В зависимости от позиции выделяют три типа конструкций (с примерами):
Бессоюзное сложное предложение.
Части бессоюзного сложного предложения связаны только с помощью интонации. СОЮЗА между грамматическими основами НЕТ.
Между частями бессоюзного предложения могут использоваться | ||||
точка с запятой | двоеточие | тире | ||
;
части далеки по смыслу Воздух был тепел и чист; сильно мерцали звезды; пахло сеном и пылью. внутри частей есть запятые Небо покрыто было тучами; ветер, усиливаясь; разгонял их. |
: [причина]
Потому что, так как Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли. : [пояснение] А именно, то есть У собак есть рыцарское правило: собаку на привязи или лежачую не трогают. : [дополнение] Глядя на окна, трудно понять: светит еще луна или нет. |
–
противопоставление (сопоставление) Семь раз отмерь – один отрежь. [Время, условие] – Когда…то, если…то Солнце взошло – начинается день. – [вывод, следствие] Поэтому Ударил сильнейший гром – задрожали все окна. – Быстрая смена событий На полном бегу набок салазки – Саша в снегу. – сравнение Словно, будто Пройдет – словно солнце осветит, посмотрит – рублем подарит. |
||
1. Выделить грамматические основы.
2. Определить, что разделяет знак препинания: обобщающее слово и однородные члены предложения или части сложного предложения.
3. Если предложение с обобщающим словом, то выяснить позицию обобщающего слова и однородных членов.
4. Если предложение сложное, попытаться определить смысловую связь грамматических основ, вставив подходящий союз на место знака препинания.
5. По союзу определить вариант ответа.
Разбор задания.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Ближе к закату крадучись возвращался мороз: по ночам он еще был владыка.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть предложения указывает на причину того, о чем говорится в первом.
3) Первая часть бессоюзного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
Находим грамматическую основу: мороз возвращался и он был владыка. Двоеточие стоит между частями сложного предложения.
Вариант ответа №1.
Этот вариант отпадает, так как характеризует отношения между обобщающим словом и однородными членами предложения.
Вариант ответа №2.
Значение причины передается через союз почему . Переделываем предложение:
Ближе к закату крадучись возвращался мороз, потому что по ночам он еще был владыка.
Союз действительно подходит.
Варианты ответа №3 и 4.
Они характеризуют бессоюзное предложение, в котором между грамматическими основами используется тире.
Таким образом , правильный вариант – ответ №2.
Потренируйся.
1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Наследие Марины Цветаевой велико: поэтессой созданы семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, мемуарная, историко-литературная и философско-критическая проза.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Особым этапом в судьбе Каземира Малевича был 1905 год: пятого августа этого года он подал прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на быструю смену событий.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты