Значение цветов в психологии. Что означают цвета в психологии Раздражительный цвет
Влияние цвета на нас может иметь объективную природу. Всё, что мы созерцаем, влияет на нас, - это очевидный факт. Часто это влияние настолько объективно, что его можно измерить. Например, созерцание красного цвета повышает артериальное давление, а синий цвет понижает его.
Хорошо изучена взаимосвязь выбора цвета и эмоционально-волевых состояний человека. Психологи полагают, что психически здоровый взрослый человек, а также ребенок с 3-4 лет понимает эмоциональное содержание основных цветов. Одним из психологов, который изучал такую взаимосвязь, был М. Люшер, а также другие исследователи.
Давайте внимательно изучим взаимосвязь цветов и эмоциональных состояний на основании эспериментальных данных психологии.
Красный цвет связан с радостью и гневом. Это объясняется тем, что красный цвет является самым активным в психофизиологическом плане в противоположность синему цвету, который оказывает тормозящее действие на нервную систему человека. Можно сказать, что с красным цветом связаны все активные эмоциональные переживания человека вне зависимости от их знака: радость, страсть, гнев. Согласно исследованиям, красный цвет предпочитают экстраверты. В мифологии первобытных народов красный цвет связан с силой, причем она может быть как «злой», так и «доброй».
Желтый цвет устойчиво ассоциируется с базовой эмоцией удивления, интереса. Из негативных эмоций желтый цвет связывают с отвращением. Использование желтого и других ярких, светлых цветов рекомендовано в помещениях, где люди заняты познаввательной деятельностью и интеллектуальным трудом: понятия «догадка», «удивление», «уверенность» связаны именно с желтым и красным цветами. Кроме того, согласно Гете, оттенки желтого цвета (включая золото) благоприятны при оформлении помещений еще и потому, что связаны великолепием и благополучием. Сочетание красного и желтого цвета часто выбирают крупные бренды для того, чтобы ассоциировать марку с радостью, удовольствием. Таких брендов много: Mcdonald’s, Lipton и др.
Синий цвет связан с эмоцией интереса, а также с грустью. В физиологическом смысле синий цвет оказывает объективное тормозящее влияние на ЦНС, поэтому с ним связаны переживания пассивной направленности от спокойного созерцания до грусти и печали. Синий цвет предпочитают интроверты. А вот неприятие синего цвета может говорить о повышенной тревожности и невротизации. Оформление помещений оттенками синего может зрительно увеличить пространство, но одновременно с этим вызвать чувство холода и печаль. Оттенки синего цвета часто выбирают аптечные и лекарственные бренды, и это, конечно же, неслучайно. Человек, выбирающий то или иное лекарство, должен получить эмоциональное успокоение и уверенность.
Базовые эмоции зеленого цвета – это интерес и удивление, а также удовлетворение. Есть данные, что люди, предпочитающие сине-зеленые оттенки спектра лучше владеют собой и контролируют эмоции, не позволяя им взять верх над интеллектом. В исследованиях Гете о цвете рекомендовано использовать этот цвет в помещениях для постоянного нахождения, поскольку этот цвет дает отдых и удовлетворение.
Фиолетовый и коричневый цвета большинство испытуемых связывают с негативными эмоциями: отвращением, гневом и страхом. Фиолетовый цвет предпочитают интраверты. Оттенки фиолетового цвета вызывают беспокойство. С другой стороны, фиолетовый цвет связан с коронным энергетическим центром человека, который связывает нас с Богом. Коричневый цвет также ассоциируется с эмоцией утомления.
Эмоции черного цвета – это страх, гнев, утомление, грусть. Интраверты также выбирают этот цвет. Согласно другим исследованиям, черный цвет могут предпочитать люди с проявлением активной, яркой, экстравертированной эмоциональности и творческим воображением. Блаватская отмечала, что у первобытных людей черный цвет символизирует внутреннюю сферу Мира, Скрытый Источник, из которого исходит первоначальная (бессознательная) мудрость. Кроме того, черный цвет – это цвет статуса. Многие бренды выбирают сочетание черного цвета с золотым или желтым для того, что подчеркнуть статусность своего продукта. Черный, серый цвет и другие темные цвета не рекомендуется использовать в качестве основных в помещениях для умственного труда – созерцание серого и иных темных цветов вызывают чувство сомнения и огорчение.
Живопись - краска, цвет, она заложена внутри нашего организма.
Её вспышки бывают велики и требовательны.
Казимир Северинович Малевич
Радужная психология
Все мы в детстве радовались появлению радуги на небе после прошедшего дождя. Все пытались заучивать количество и последовательность цветов радуги. Кто из нас не помнит такие веселые фразы, как:- К аждый О хотник Ж елает З нать, Г де С идит Ф азан.
- К ак О днажды Ж ак-З вонарь Г оловой С ломал Ф онарь.
- И другие варианты.
- К аждый - красный;
- О хотник - оранжевый;
- Ж елает - жёлтый;
- З нать - зелёный;
- Г де - голубой;
- С идит - синий;
- Ф азан - фиолетовый.
Но мы и не думали в то время, что каждый цвет влияет на нас, на наш характер и нашу жизнь в той или иной степени.
И, вот, став уже взрослыми, мы можем проследить психологическую связь определенного, предпочитаемого нами, цвета с той или иной чертой нашего характера.
У людей, которых этот цвет раздражает - комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стабильности в отношениях. Красный цвет символизирует возбуждение, энергетизм. Этот цвет также является символом эротизма.
Отвращение, игнорирование красного отражает органическую слабость, физическое или психическое истощение.
Военнопленные, годами вынужденные жить в угрожающих жизни условиях, особенно часто отвергали его.
Красный цвет наиболее предпочитаем подростками.
Когда он любим, это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей.
Когда же он неприятен, то речь идет о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенным, с которым трудно завязать знакомство. Желтый цвет получается от смешивания зеленого и красного и является цветом энергетизма.
Наибольшее предпочтение желтому отдают беременные женщины, ожидающие благополучного исхода родов, а также люди, склонные к перемене мест.
Желтый также трактуется как цвет озарения (ореол/аура Христа или Будды).
Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения, так как для него это жизненно важно. Тот, кто его не любит, страшится житейских проблем, превратностей судьбы, вообще, всех трудностей.
Зеленый цвет содержит в себе скрытую потенциальную энергию, отражает степень волевого напряжения, поэтому люди, предпочитающие зеленый цвет, стремятся к самоуверенности и уверенности вообще.
Люди же эксцентричные, добивающиеся поставленных задач не целенаправленной волевой активностью, а посредством эмоций, отвергают зеленый цвет как несимпатичный.
Наряду с ними, зеленый цвет отвергают люди, находящиеся на грани психического и физического истощения.
Если он нравится, то это говорит о скромности и меланхолии; такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательность окружающих.
В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление, что может все на свете. Но, в сущности, он - образец неуверенности и замкнутости. Безразличие к этому цвету говорит об известном легкомыслии в области чувств, хотя и скрытом под маской обходительности.
Короче говоря, выбор синего цвета в качестве наиболее предпочитаемого отражает физиологическую и психологическую потребность человека в покое, а отрицание его означает, что человек избегает расслабления.
При заболевании или переутомлении потребность в синем цвете увеличивается.
Тот, кто предпочитает одеваться в черное, нередко воспринимает жизнь в темных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы.
Частая смена костюма или платья черного цвета на другой, более яркий, броский, свидетельствует о том, что пессимистические настроения часто развеиваются. Постоянный выбор черного свидетельствует о наличии некоего кризисного состояния и характеризует агрессивное неприятие мира или себя (вспомним черные знамена анархистов).
Дети, остро переживающие отсутствие заботы и любви, часто используют черную штриховку в рисунке. В норме черный цвет, как правило, отвергается.
Это также нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко заявить о себе. Если же этот цвет не нравится, то это показатель импульсивного, легкомысленного характера.
Часто серый цвет оказывается также предпочтительным при сильных переутомления как барьер, отгораживающий от раздражителей внешнего мира. В ситуациях психологического тестирования этот цвет используется как средство защиты от проникновения другого во внутренний мир испытуемого.
Исследование около двух тысяч молодых мужчин в ситуации конкурсных экзаменов на замещение вакантных должностей показало, что серый цвет ставили на первое место 27% испытуемых вместо обычных 5% в нормальной ситуации.
Видео: Фестиваль цвета в Индии
Заключение
А какому из цветов вы больше всего симпатизируете? Какой цвет Ваш самый любимый?В опросе ниже выберите 2-3 варианта наиболее нравящихся вам цвета в жизни, а затем, внимательнее прочтите в статье, что значат выбранные вами цвета в психологии личности.
Если твоя жизнь потеряла цвет, раскрась ее сам! Она того стоит.
Автор неизвестен
Каждый цвет по-своему действует на психику, причем нет цвета, который оказывает только позитивное, или только негативное воздействие на психику человека. Более того, на каждого конкретного человека цвета оказывают воздействие по-разному, в соответствии с индивидуальными особенностями его организма.
Чтобы не углубляться в подробности, просто перечислим общие негативные воздействия на психику основных цветов:
1. Красный цвет способствует обжорству, повышенной сексуальности и возбудимости, вызывает быструю утомляемость и тахикардию.
2. Желтый цвет вызывает умственное переутомление.
3. Темно-зеленый цвет может вызвать депрессию.
4. Оранжевый цвет рассевает внимание и мешает сосредоточиться.
5. Бирюзовый цвет противопоказан упрямым и склонным к агрессивному поведению.
6. Фиолетовый цвет может вызывать чувства тревоги и фобии.
7. Синий цвет вызывает тоску
8. От яркого розового цвета можно получить перевозбуждение, не подходит людям из группы риска по психическому здоровью.
★★★★★★★★★★
Каждый из цветов,так или иначе, оказывает воздействие на психику человека.
Так,например, зелёный-успокаивает,синий может вызывать депрессию,жёлтый-головные боли.
Поэтому,прежде чем выбрать цвет,лучше всего обратите внимание на своё настроение.
Я не совсем согласна, что какие-то цвета раздражают психику человека.
Если брать нормальную, полноценную психологическую интерпретацию каждого цвета, то мы обнаружим, что у каждого цвета (как и у каждого любого явления в жизни) есть как положительные, так и отрицательные стороны. Да, красный может способствовать повышению уровня агрессии, но он же способен поднять тонус, сексуальность, придать энергии при усталости, поднять давления при гипотонии.
То же самое можно сказать о любом другом цвете.
Думаю, дело скорее в том, как и где используется цвет. Красный акцент в образе человека или интерьере дома может выглядеть очень гармонично и привлекательно, но представьте себе комнату полностью ярко-красного цвета от пола до потолка - можно будет почувствовать себя очень странно или неуютно.
Если брать общее направление - мягкие, светлые пастельные тона считаются нейтральными. Но без ярких акцентов могут казаться безликими.
Зеленые и синие оттенки создают ощущение тени и прохлады. Поэтому в жару и в хорошо освещенной комнате они могут быть уместны, а в темной и прохладной будут усиливать ощущения нехватки света и тепла.
Красные, желтые, оранжевые - самые яркие и теплые, хороши в акцентах или каких-то активных зонах, а, например, в спальне могут вызвать бессонницу.
Кроме того, имеет значение личное предпочтение каждого человека - если какой-то цвет вызывает стойкий негатив, вряд ли он передаст человеку свои положительные стороны. Например, зеленые лампы могут оказывать успокаивающий эффект, но если человек терпеть не может зеленый цвет, это будет раздражающим фактором.
Чаще детям свойственно любить яркие тона, пожилым людям - более спокойные и нейтральные, но все индивидуально.
Любой цвет может стать раздражительным, если его использовать неправильно.
Исследования восприятия и отношения к цвету при различных формах психической патологии представляют особый интерес. С одной стороны, они способствует более глубокому и дифференцированному пониманию закономерностей цветового воздействия на психику, генезиса и содержания цветовой символики, а с другой, - патопсихологических механизмов психических нарушений, прежде всего, аффективной сферы человека. Кроме этого, цвет может быть использован в качестве средства ранней и дифференциальной диагностики психических отклонений.
Есть ли цвет у безумия? Отражают ли цветовые симпатии психических больных психопатологическое содержание болезни? Что символизирует цвет для больного? В настоящей главе мы попытаемся ответить на эти и другие вопросы, связанные с проблемой цвет - психическая патология человека.
О психиатрических учреждениях, нередко говорят - «желтый дом». В. Кандинский видит в «охлажденном» желтом «красочное выражение безумия», причем, как принято выражаться в быту, «не тихого помешательства», а яркого безумия, слепого бешенства. Надо признать, что это не просто остроумная метафора. Как будет показано ниже, желтый цвет при ряде психических болезней занимает особое место. Но как показывает наш многолетний опыт исследования психических больных, и результаты многих экспериментальных работ в данной области, у безумия нет одного цвета. Точнее, у разных форм безумия имеется свой цвет. И, возможно, в будущем «цветовая классификация» форм психической патологии не будет восприниматься как нечто эксцентричное и лженаучное.
Одним из самых тяжелых и распространенных психических заболеваний является шизофрения или «ранее слабоумие» по Крепелину. Этиология и патогенез шизофрении, несмотря на огромное число исследований, посвященных этому заболеванию, все еще до конца остаются невыясненными. Большинство современных психиатров склоняются к тому, что шизофрения представляет собой не одно цельное заболевание, а скорее группу заболеваний, имеющих определенное сходство в клинической картине, что и позволяет их классифицировать как шизофрению. Психопатологическим ядром шизофрении признается дискорданность (расщепление) психических функций - рассогласование и дисгармоничность мышления, эмоций, моторики и т.д. («шизо» - «расщепление», «френ» - «разум»; пер. с греческого).
Среди форм шизофрении различают простую, гебефреническую, кататоническую и параноидную, выделенные классиками психиатрии. В настоящее время к ним добавляют циркулярную, ипохондрическую, неврозоподобную и т.д
3.1. Шизофрения
Первые данные о восприятии и отношении к цвету у больных шизофренией были получены психиатрами при наблюдениях за цветовой гаммой одежды больных, а также их художественной продукции.
Цвета одежд больных производили впечатление либо чего-то нелепого, неадекватного и вычурного (нередко, благодаря желтому цвету), либо - монотонности и маловыразительности. Аналогичные два варианта цветовой гаммы наблюдались и в рисунках больных, что было расценено рядом психиатров как свидетельство отсутствия какой-либо специфики в отношении к цвету, общей для всех больных шизофренией.
Произвольность и неадекватность использования красок в рисунке, вот, пожалуй, то, что признавалось общим для всех больных шизофренией. На это указывает, например, L. Navratil (1921).
J. Bobon (1957) выделил два признака неадекватности палитры рисунков больных шизофренией: краски в рисунках не соответствуют реальной действительности (ср. «неподражательные» цвета у детей по В.С. Мухиной - 1981); светотени распределены нереалистично. Также могут наблюдаться как «взрывы яркости», так и монотонная, тусклая расцветка, либо полный отказ от использования красок в рисунке (J. Bieber., J.K. Herkimer - 1948; M.A. Landry - 1959).
Э.А. Вачнадзе (1972) сообщает, что в рисунках больных шизофренией преобладают темные, мрачные, безжизненные краски, объясняя это эмоциональным оскуднением больных.
Согласно P. Hartwich (1971), который тщательно замерял площадь, занятую в рисунке той или иной краской, больные предпочитали использовать при рисовании фиолетовую, желтую и белую краски.
Подобные результаты указывают на то, что взаимосвязи между шизофренией и отношением больного к цвету носят многоуровневый характер. В целом, для шизофрении характерно неадекватное отношение к цвету, но конкретная форма данной неадекватности определяется клинической картиной болезни.
Большинство исследователей связывало характер палитры рисунков больных с эмоциональными расстройствами, преобладающими в их клинике на момент обследования. Так H. Pfister (1934) при гебефренической форме шизофрении наблюдал как калейдоскопическую пестроту красок, так и своеобразную мрачность палитры рисунков больных, что однозначно соответствовало их эмоциональному статусу в те периоды, когда они рисовали.
Изменение палитры в зависимости от смены эмоционального состояния отмечено и С.А. Болдыревой (1974) у детей, страдающих щизофренией. В ее интересной монографии, посвященной рисункам детей, больных шизофренией, приводится случай с мальчиком 6 лет, рисующим черным цветом свалки и помойки, в период депрессивного состояния. При смене депрессии манией мальчик стал рисовать цветущую землю, изображая все красным цветом.
Цвет в рисунках больных отражает не только эмоциональную патологию при шизофрении, но и тематику бредовых и галлюцинаторных переживаний, выступая в качестве их символа или знака.
Главную роль, при этом, играют все те же три «основных» цвета, составляющие «цветовой архетип» человека - белый, черный и красный.
Преобладание в рисунке того или иного цвета зависит от содержания психопатологической продукции и отношения к ней самого больного.
Так, преобладание в рисунках больного черного цвета указывает на устрашающие галлюцинаторные и бредовые переживания. Черные образы символизируют для него зло, насилие, опасность, смерть, болезнь и т.д. (Н.К. Суворова - 1970; С.А. Болдырева - 1974).
Красный также, нередко, связан с галлюцинациями и бредом. Например, J. Jakab (1959) наблюдал в рисунках больного символическую связь между красным цветом и бредовыми идеями воздействия электрическим током. С.А. Болдырева указывает на то, что дети, страдающие шизофренией, часто используют для отображения своих галлюцинаторных образов красную краску, особенно, если галлюцинации сопровождаются психомоторным возбуждением (1974).
Использование белого, в том числе, и намеренное не закрашивание больших областей белого листа бумаги чаще всего отмечается у больных, бред и галлюцинации которых носят преимущественно религиозный характер, склонных к построению метафизических систем, увлекающихся нетрадиционными философскими и психологическими учениями.
Можно предположить, что цветность рисунка больного шизофренией может служить индикатором наличия продуктивной симптоматики - бреда, галлюцинаций и т.д. В то время, как отсутствие интереса к цвету, на что указывает С.А. Болдырева, свидетельствует о злокачественном протекании болезненного процесса, характеризующегося негативной симптоматикой или выпадением определенных психических функций.
3.1.1. Цветовое зрение у больных шизофренией
Обсуждение вопроса о цвете как индикаторе психопатологических нарушений при шизофрении было бы неполным без рассмотрения особенностей цветового зрения больных. Многими психиатрами неоднократно указывалось на непосредственное влияние болезненного процесса на состояние зрительного анализатора при шизофрении (В.Д. Азбукина - 1955). Подробное изучение патологии цветового зрения у больных шизофренией было проведено А.И. Певзнер (1966; 1968; 1969; 1971).
В качестве испытуемых в исследованиях А.И. Певзнер выступали больные шизофренией с жалобами на те или иные нарушения цветового восприятия. Были выделены жалобы трех типов: «я не различаю цвета, они все одинаковые»; «я не выношу цвета, они меня раздражают» и смешанный тип жалоб. Исходя из характера жалоб, А.И. Певзнер выделила три варианта патологии цветового зрения: гипестезический (ослабление реакций на цветовые стимулы), гиперстезический (усиление) с цветовыми обманами и смешанный вариант.В качестве экспериментальной методики использовались цветовые таблицы Е.В. Рабкина (1966).
А.И. Певзнер отметила связь между цветовой гиперстезией и повышением порога цветоразличения красного цвета. Для гипестезии было выявлено повышение порогов цветоразличения синего и зеленого. В целом, тип патологии цветоощущения оказался связанным с такими клиническими показателями как давность заболевания, тип течения и характер психотических приступов. Гиперстезия чаще всего наблюдалась у больных в начальных стадиях заболевания, а само начало болезни характеризовалось как острое. Гипестезия была более характерна длят пациентов с непрерывно-прогредиентным типом течения, длительно болеющих.
А.И. Певзнер указывает на связь между гиперестезией и депрессивными расстройствами у больных. При этом отмечались «цветовые обманы», т.е. неправильное определение цветового тона. Подобная связь подтверждается и наблюдениями С.А. Болдыревой, наблюдавшей у детей, находившихся в депрессивном состоянии, сложности в опознании цветовых тонов. Красный цвет назывался синим, а синий - желтым.
Гипестезия оказалась связанной с дереализационными симптомами. Больные жаловались на то, что вокруг все какое-то «ненастоящее», нереальное, «как во сне» и т.д.
С.В. Крайц считал, что «цветовые обманы» отражают аффективные колебания при психосенсорных формах шизофрении. Наибольшее раздражающее действие на больных с гиперстезией оказывают красный и черный цвета.
В.Д. Азбукина (1976) отметила повышение порогов цветоразличения синего и желтого цветов у больных параноидной шизофренией с реактивными осложнениями.
Учитывая данные, полученные при исследовании цветового зрения С.В. Кравковым с сотрудниками, результаты исследования А.И.Певзнер можно расценить как указывающие на патологические изменения в деятельности ВНС больного шизофренией, под влиянием болезненного процесса. Нарушения реактивности ВНС у больных шизофренией отмечалась во многих исследованиях.
Кроме указанных работ, нарушения цветового зрения в форме приобретенных дисхроматопсий в зависимости от острых психотических приступов и зрительных галлюцинаций обнаружены и в исследовании И.Л. Гольдовской (1978).
Не только грубые нарушения цветоощущения являются индикаторами психических нарушений у больных шизофренией. Информацию о них несет и соотношение порогов цветоразличения.
Э.Т. Дорофеевой с соавт. (1978) при обследовании больных шизофренией с психопатоподобным синдромом было выявлено, что изменение порогов цветоразличения в их соотношении между собой позволяет достаточно точно определить преобладающее эмоциональное состояние больных.
По данным Г.Я. Якуповой (1982) пороги цветоразличения испытывают влияние от терапии нейролептиками. Независимо от эмоционального состояния, наименьшие пороги цветоразличения наблюдались у больных, не получавших нейролептики. Абсолютная величина цветового порога не несет информации о глубине эмоционального дефекта. Это подтверждает вывод Э.Т. Дорофеевой (1970), что для диагностики эмоциональных состояний пациентов, информативным является именно соотношение порогов цветоразличения между собой, а не их абсолютные показатели.
Вместе с тем, И.Г. Беспалько (1975) не исключает, что при различных психических заболеваниях, в частности, шизофрении и маниакально-депрессивном психозе, абсолютная величина цветовых порогов по всему спектру может различать больных этими заболеваниями между собой, когда речь идет о больных общего соматотипа, в частности, пикниках. Соматотип больного является решающим фактором как для абсолютных величин порогов цветоразличения, так и для соотношения их между собой (см. главу 2).
Опираясь на результаты рассмотренных работ, можно сделать вывод, что изменения цветовой чувствительности при шизофрении в грубой ли форме (например, цветовые обманы) или выявляемые лишь с помощью специальных экспериментальных методов, отражают клиническую картину данного заболевания.
3.1.2. Цветовые предпочтения
В отличии от нарушений цветовой чувствительности при шизофрении, цветовые симпатии больных нельзя рассматривать только как непосредственную реакцию на болезненный процесс. Как это было показано в предыдущей главе, они могут быть опосредованы целой системой факторов, как психофизиологического, так и социально-психологического плана. Проявление болезни в цветовых выборах людей, страдающих шизофренией, как и в рисунках, прежде всего, сказывается в неадекватном отношении к цвету.
А.Л. Зюбан и Ю.В. Яновский (1970) изучали цветовые предпочтения больных шизофренией с целью проверки гипотезы Ю.Ф. Полякова (1962; 1969) о нарушении избирательности у больных при актуализации эмоционального опыта. Авторами был использован набор из 27 оттенков трех степеней насыщенности на основе краткой шкалы цветовых образцов Г.Г. Автандилова. Всем испытуемым были поставлены три задачи:
1. Выбрать два или более привлекательных для них цвета;
2. Выбрать два или больше неприятных цветовых тонов;
3. Разделить все цвета на три группы - «веселые», «мрачные» и «нейтральные».
В качестве «приятных» больные шизофренией чаще всего выбирали голубой, красный, зеленый, а также - черный и серый. Желтый и коричневый оценивались подобным образом очень редко. В 58 случаях из 150 (39%) все цвета «скопом» были оценены как «приятные».
В разряд самых «неприятных» чаще всего попадали те же черный и серый, что можно расценивать как проявление эмоциональной амбивалентности, столь характерной для больных шизофренией.
Классификация цветов по эмоциональному содержанию показала, что наряду с общепринятой оценкой «веселый» таких цветов как красный, голубой, оранжевый и зеленый, больные нередко, относили к данной группе серый, черный и коричневый.
Наибольшие затруднения испытуемые обнаружили при выборе «мрачных» цветов. В 45 случаях (30%) больные вообще отказывались это делать (феномен цветового отказа), мотивируя тем, что они - «все веселые» или «нейтральные». В остальных случаях «мрачными» чаще оценивались серый, черный и коричневый, но в процентном отношении подобная оценка этим цветам выставлялась больными реже, чем психически здоровыми испытуемыми («смягченный» цветовой отказ). К «нейтральным» чаще всего больные относили темно-оранжевый, темно-синий, бежевый, красный и зеленый.
На наш взгляд, одним из самых интересных результатов данной работы, является выявление феномена «цветового отказа». Само это понятие было введено позже и независимо от авторов предыдущей работы, Н.В. Агазаде и Л.М. Кульгавиным (1982). Ими было обнаружено, что при тестировании больных шизофренией тестом М. Люшера, многие из больных после выбора 2-3 наиболее симпатичных цветов, отказываются далее продолжать цветовое ранжирование. Больные чаще всего выбирали как симпатичные красный и желтый, а также - фиолетовый и синий. То, что в обоих исследованиях, несмотря на различие методик, авторы столкнулись с одним и тем же психологическим феноменом, подтверждается принципиальным сходством условий его проявления - ситуация выбора «неприятных» цветов (напомним, что в тесте Люшера производится ранжирование цветов по степени «приятности», симпатичности для испытуемого).
Н.В. Агазаде и Л.М. Кульгавин связывают «цветовой отказ» с последствиями черепно-мозговой травмы (ЧМТ) у больных шизофренией, т.к. сходные результаты были обнаружены и в группе больных с последствиями ЧМТ, а у многих больных шизофренией, отказавшихся от продолжения цветового ранжирования, в анамнезе также были отмечены ЧМТ разной степени тяжести. Однако есть основания не согласиться с подобной точкой зрения на природу цветового отказа при шизофрении. Больные с последствиями ЧМТ, как это отмечают и сами Н.В. Агазаде и Л.М. Кульгавин, прежде всего, отказывались от выбора самых ярких цветов теста Люшера - желтого и красного, что является показателем сверхраздражимости и перевозбуждения, невозможности переносить длительное эмоциональное напряжение, в то время как больные шизофренией, несмотря на ЧМТ в анамнезе, эти цвета, как правило, предпочитали. Данные нашего исследования (1991) позволяют трактовать феномен цветового отказа, с которым нам также пришлось неоднократно сталкиваться при обследовании больных шизофренией, как проявление параноидной настроенности или установки при определенных формах шизофрении и, прежде всего, параноидной. Параноидная настроенность может быть охарактеризована как сочетание подозрительности, недоверчивости, настороженности с чувством, что окружающие относятся к больному недоброжелательно, если не открыто враждебно. Параноидная настроенность непосредственно предшествует актуализации (как говорят психиатры, - кристаллизации) бреда преследования, ущерба или других вариантов параноида.
Цветовой отказ стоит в ряду родственных ему патопсихологических симптомов. Так, например, при обследовании больных шизофренией тестом Сонди (тест лиц), те из них, у которых отмечается параноидная настроенность, отказываются выбирать фотографии людей, которых, по инструкции теста, надо оценить, как неприятных больному. «Они все хорошие» - объясняет мотивы своего отказа больной шизофренией. В то же время, как показывает более глубокий анализ, для больных с параноидной настроенностью характерен высокий уровень враждебности по отношению к окружающим, но вытесняемой из сознания больного. Вытеснение враждебности приводит к гипертрофированному «положительному» отношению, которое декларируется больным («они все хорошие»), а сама враждебность, согласно механизмам проекции, приписывается окружающим. Вытеснение враждебности носит столь глобальный характер, что сказывается даже на отношении к цветам, которые в качестве знаков или символов могут способствовать ее проявлению. Возможно, что блокирование адаптивных каналов разрядки враждебности (невозможность ее канализации) является одним из ведущих факторов патогенеза параноидной шизофрении.
Характер цветовых предпочтений больных шизофренией может отражать не только искажение эмоционального реагирования, но и предрасположенность к более частому переживанию тех или иных эмоций.
В работе Н.Л. Васильевой и Т.В. Корневой (1984) при обследовании больных малопрогредиентной шизофренией, для которых в картине болезни характерны неврозо- или психопатоподобные расстройства, было выявлено что больные, чаще отмечающие у себя апатию и раздражительность и реже - радость или спокойствие, предпочитают темные, тусклые цвета теста Люшера, а красный и желтый - отвергают. Считается, что при малопрогредиентной шизофрении изменения личности не носят столь выраженного характера (скорее, происходит их заострение), как при грубопрогредиентных вариантах. Возможно поэтому, цветовые симпатии таких больных являются психологическим понятными и, в принципе, сходными с цветовыми выборами психически здоровых испытуемых, испытывающих аналогичные эмоциональные переживания.
Смещение частоты эмоциональных переживаний вектора «радость-печаль» в сторону печали было отмечено Э.Т. Дорофеевой с соавт. (1978) при обследовании больных шизофренией с психопатоподобным синдромом с помощью методики цветовых порогов и теста М. Люшера.
Существуют ли какие либо специфические цветовые предпочтения у больных шизофренией и, если да, то какими факторами они определяются? На эти вопросы мы попытались дать ответ в своей диссертационной работе (1991).
С этой целью было обследовано 150 больных шизофренией различных форм и типов течения, но преимущественно параноидной формой.
Возраст испытуемых варьировал в пределах от 17 до 64 лет. Группы контроля составили психические больные других нозологий с шизофреноподобной симпоматикой и психически здоровые (92 и 383 человека соответственно). В качестве экспериментальной методики был использован клинический цветовой тест М. Люшера, включающий в себя 7 цветовых таблиц.
Было выявлено, что, в целом, больные шизофренией достоверно чаще, чем испытуемые обеих контрольных групп, выбирают в качестве симпатичных и приятных цветов самые яркие и светлые тона во всех 7-ми таблицах полного теста Люшера. Особенно это касалось цветов «активной» стороны: красного, желтого, оранжевого, а также - желто- зеленого, голубого и др. Темные, тусклые, мрачные оттенки выбирались больными достоверно реже, чем в контрольных группах; например, черный, темно-синий, коричневый и др.
В таблице 3.1.2.1 приведены результаты частотного анализа цветовых выборов (%) по основной таблице теста Люшера всех трех группах испытуемых (1 - больные шизофренией; 2 - психически больные с шизофреноподобной симптоматикой, 3 - психически здоровые).
Из таблицы 3.1.2.1 видно, что, например, красный цвет, ставится на первое место в ряду цветовых предпочтений каждым четвертым больным шизофренией, что значительно превышает нормативные показатели для данного цвета, полученные в группе психических здоровых испытуемых.
Таблица 3.1.2.1. Частоты цветовых предпочтений
Цвет | Группа | Позиция цвета | Среднее | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
Серый | 1 | 4 | 7 | 7 | 10 | 14 | 23 | 21 | 14 | 5,41 |
2 | 8 | 8 | 9 | 5 | 14 | 21 | 23 | 12 | 5,17 | |
3 | 10 | 13 | 14 | 11 | 14 | 12 | 14 | 13 | 4,55 | |
Синий | 1 | 8 | 12 | 10 | 11 | 16 | 20 | 17 | 6 | 4,74 |
2 | 10 | 5 | 9 | 8 | 22 | 16 | 21 | 9 | 5,02 | |
3 | 12 | 13 | 15 | 15 | 13 | 12 | 14 | 6 | 4,24 | |
Зеленый | 1 | 14 | 20 | 17 | 23 | 9 | 9 | 4 | 4 | 3,54 |
2 | 11 | 17 | 19 | 30 | 11 | 6 | 3 | 3 | 3,52 | |
3 | 19 | 19 | 18 | 15 | 12 | 7 | 7 | 3 | 3,45 | |
Красный | 1 | 25 | 22 | 14 | 7 | 11 | 10 | 6 | 5 | 3,35 |
2 | 16 | 26 | 17 | 6 | 13 | 8 | 12 | 2 | 3,52 | |
3 | 16 | 15 | 11 | 16 | 10 | 13 | 9 | 11 | 4,08 | |
Желтый | 1 | 12 | 15 | 20 | 14 | 8 | 9 | 14 | 8 | 4,16 |
2 | 9 | 16 | 14 | 17 | 12 | 14 | 7 | 11 | 4,25 | |
3 | 9 | 10 | 13 | 10 | 13 | 16 | 16 | 12 | 4,82 | |
Фиолетовый | 1 | 29 | 16 | 17 | 13 | 10 | 5 | 5 | 5 | 3,21 |
2 | 34 | 17 | 13 | 13 | 4 | 8 | 6 | 5 | 3,08 | |
3 | 24 | 14 | 11 | 8 | 10 | 7 | 11 | 15 | 4,09 | |
Коричневый | 1 | 4 | 9 | 12 | 19 | 22 | 12 | 14 | 8 | 4,75 |
2 | 6 | 7 | 13 | 15 | 21 | 23 | 11 | 4 | 4,69 | |
3 | 8 | 11 | 12 | 18 | 17 | 14 | 10 | 5 | 4,47 | |
Черный | 1 | 2 | 1 | 3 | 6 | 4 | 13 | 18 | 53 | 6,81 |
2 | 2 | 4 | 4 | 3 | 2 | 9 | 18 | 58 | 6,84 | |
3 | 1 | 4 | 5 | 7 | 11 | 19 | 18 | 35 | 6,25 |
Достоверность различий между группами в их отношении к цветам теста Люшера, в среднем, составила Р < 0.05 (метод хи-квадрат). Для красного цвета значение Х2 = 15.32; Р < 0.05 (1 и 2 группы) и Х2 = 47.19; Р < 0.001 (1 и 3 группы).
Как и следовало ожидать, различия между 1 и 3 группами носили более выраженный характер, чем между 1 и 2. Группа больных шизофренией обнаружила различия с группой психически здоровых испытуемых в отношении 23 цветов (из 33) полного варианта теста Люшера, в то время как различия с группой 2 касались 6 цветов теста.
Анализ цветовых выборов больных шизофренией показал, что наибольшей симпатией у них пользуются, прежде всего, цвета, относящиеся к красно-желтой части спектра, а из цветов «пассивной» стороны - светлые оттенки. Соотношение сумм «красной» и «желтой», к «синей» и «зеленой» колонок теста составило у них 1.35, а в группе здоровых - 1.04 (равномерное предпочтение).
В то же время, не было обнаружено какого-либо специфического цветового профиля для больных шизофренией. Усредненные ранговые ряды цветовых предпочтений во всех трех группах были, примерно, одинаковыми (см. таблицу 3.1.2.2).
Таблица 3.1.2.2. Сравнение ранговых рядов цветовых предпочтений
Группы | Ранговый ряд цветовых предпочтений. Места |
Ранговая корреляция | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | группы | коэффициент | |
1 | 5 | 3 | 2 | 4 | 1 | 6 | 0 | 7 | 1-2 | 0.98* |
2 | 5 | 3 | 2 | 4 | 6 | 1 | 0 | 7 | 2-3 | 0,74* |
3 | 2 | 3 | 5 | 1 | 6 | 0 | 4 | 7 | 1-3 | 0,76* |
* Примечание: все коэффициенты ранговой корреляции значимы.
Это же верно и в отношении остальных 6 таблиц цветового теста. Никакой определенной последовательности цветовых предпочтений на стимульном материале теста Люшера у больных шизофрений выявлено не было. Это означает, что цветовые выборы по тесту Люшера не могут служить средством нозологической диагностики в отдельных случаях. Один и то же ранговый ряд цветовых предпочтений может быть отмечен и у больного шизофренией, и у психически здорового человека.
Несмотря на это, полученные результаты однозначно указывают на то, что психическое заболевание в форме шизофрении оказывает влияние на цветовые предпочтения. У шизофрении нет одного какого-либо цвета или цветового профиля, но отмечается усиление чувств симпатии либо антипатии к определенным цветам.
Цветовые предпочтения больных шизофренией во многом напоминают «детский тип» цветового выбора - «любовь» к яркому и светлому. С клинических позиций данный факт может быть рассмотрен как один из первых признаков эмоциональной неадекватности, а с точки зрения психофизиологии цветового воздействия - как свидетельство по выражению Н.В. Агазаде и Л.М. Кульгава особой «заинтересованности» психики больных шизофренией в интенсивных цветовых раздражителях.
Перед тем, как перейти к рассмотрению связи цветовых выборов больных шизофренией
с клинической картиной заболевания, укажем на то, что, как и у здоровых, на
цветовые симпатии больных оказывали влияние такие биологические факторы как пол
и возраст. Но в отличие от здоровых, у которых яркие, светлые цвета чаще
выбирались мужчинами, в обследованной группе больных шизофренией наблюдалась
обратная картина - женщины предпочитали яркие и светлые цвета выраженнее, чем
мужчины. Фактор возраста оказался значимым только в подгруппе женщин - как и в
норме, с возрастом у них происходило перераспределение цветовых симпатий в
сторону спокойных сине-зеленых тонов.
© Борис Базыма , 2001 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора
Замечено, что люди, которые всем цветам предпочитают белый, обладают в подавляющем своем большинстве сильно развитым воображением. Такие люди очень часто религиозны и отличаются крепостью веры. Кроме того, те, кто предпочитает белое, легко входят в транс (культовый, мистический, при медитации). Одна из главных отличительных черт характера - стремление к миру и спокойствию. Но в целом характер может быть весьма противоречивым, объединяя в себе столь разные качества, как сочувствие к людям и безразличие к внешнему миру, самоотверженность и ревнивость. Им вообще свойственна некоторая полярность: предпочитающие белый мечтательны, но толкнуть их это качество может в равной степени как к небесам, к Богу, так и к наркотикам. Любители белого цвета очень часто обладают парапсихологическими и экстрасенсорными способностями. Кроме того, по восточному гороскопу чаще всего они рождены в год Льва (что дает им внутреннюю силу) либо Змеи (предусмотрительность и мудрость).
Красный
Повсеместно и издавна принято считать, что те люди, которые предпочитают всем цветам красный, - страстны, вспыльчивы, всегда в плену своих страстей. Им в высшей степени присуще стремление к лидерству, иногда чуть ли не любой ценой. Все это связано с тем, что красный - цвет животной страсти. Однако никогда не следует смотреть на вещи в одной плоскости, и потому можно отметить также такие черты почитателей красного цвета, как жизнелюбие, энергичность, упорство и работоспособность, умение вкладывать в свое дело всю душу. Опять же, с другой стороны, этим людям редко свойственны угрызения совести, а в достижении своих целей им зачастую мешает все та же эмоциональность. Все это ставит перед выбором - учиться контролировать себя либо потерпеть неудачу. Видимо, отчасти именно этим объясняется тот факт, что любители красного часто внутренне противоречивы и довольно плохо предсказуемы даже для близких им людей. Им нравится проводить свой досуг на охоте или заниматься каким-то жестким видом спорта - от бокса до автомобильных гонок.
Розовый
Люди, всем тонам и оттенкам предпочитающие розовый цвет, в большинстве своем отличаются мягким, спокойным характером, мечтательностью, вплоть до некоторой отрешенности от внешнего мира, выраженной верой во все чудесное - от собственных грез до сказок и мистических откровений. Они, как правило, вполне расслаблены, мечтают о возвышенной любви, а в повседневной жизни всячески предпочитают уют и комфорт - к числу путешественников, любителей приключений или даже просто активного отдыха их не отнесешь. Недаром бытует выражение «смотреть на мир сквозь розовые очки» - оно, несомненно, родилось из тонко подмеченной особенности людей данного склада с удовольствием подменять реальную действительность своим собственным видением мира. Такая позиция удобна в том плане, что во многих случаях позволяет оградить себя от неприятных эмоций и сохранить душевный покой - но лишь до тех пор, пока не входит в конфликт с проявлениями реальной жизни. Для людей розового предпочтения такое столкновение с реальностью практически всегда становится довольно тяжелым испытанием - однако никакие потрясения не в силах переменить устой их жизни и привычки к мечтательной созерцательности. Еще одной из типологических черт характера предпочитающих розовое можно считать отсутствие четких критериев, в том числе и при оценке собственных возможностей и сил. Данное качество также нередко подводит эту категорию людей, когда они подводят окружающих, обещая сделать больше, чем могут в действительности. Тем не менее в силу все тех же особенностей своего характера, такие люди очень быстро успокаиваются после любых потрясений и, как правило, доживают до глубокой старости.
Голубой
Светло-голубой или небесно-голубой цвет практически всегда характеризует тех, кто предпочитает эти цвета, как людей деятельных, постоянно стремящихся к знаниям, открытию нового. По этой причине среди них много любителей путешествовать. Еще одна категория людей, которую очень часто обличает любовь к светлым тонам голубого и синего, - это поэты и художники. Как правило, такие люди отличаются религиозностью и тверды в своих убеждениях. Темно-голубой цвет артистов. Любители темно-голубого, как правило, жизнелюбивы, оптимистичны, энергичны, обожают детей. Они зачастую довольно легко добиваются, как своих целей, так и успеха, в том числе и в чисто материальном плане. Однако этому типу характера - именно в силу артистичности - свойственна любовь к признанию со стороны окружающих и постоянное страстное стремление к достижению такого положения вещей. Кроме того, это личности достаточно утонченные, что также может часто создавать определенные проблемы: так, если работа им по душе, доставляет удовольствие - они преуспевают, но в противном случае им приходится очень тяжело до тех пор, пока они не найдут свое место в жизни.
Коричневый
Предпочитающие этот цвет - люди очень уравновешенные, обстоятельные. Их характерная черта - упорядоченность во всех делах и поступках, наряду с любовью к порядку вообще (скажем, дома или на рабочем месте). Нередко предпочитающие коричневый цвет - люди довольно суровые, очень стойкие к любым влияниям извне. Подмечена и такая достаточно характерная черта, как склонность к бережливости. Также довольно часто эти люди стремятся к власти над другими, но и когда такая склонность отсутствует, они неизменно очень твердо стоят на ногах. Еще одна типологическая склонность - постоянная тяга к знаниям. Но в плане социальном такие люди не общительны - им куда более по душе одиночество, любовь к тишине и покою. В связи с вышесказанным этот тип характеров не производит на окружающих какого-либо сильного, тем более «блестящего» впечатления, однако, узнав их поближе, каждый поймет, что в трудную минуту на такого человек можно положиться. Несмотря на любовь к одиночеству и покою, весьма активны в сексуальной сфере и придают ей большое значение в общей иерархии жизненных ценностей. Размышления о мировых проблемах стоят на втором плане для людей данного типа цветовых предпочтений, им куда важнее сохранить контроль над повседневными жизненными проблемами и добиться своих целей, в чем они проявляют, как правило, несравненное упорство и настойчивость. В эзотерической традиции коричневый цвет символизирует зрелость - не столько в плане возраста, сколько в духовном плане и принимаемых решениях.
Серый
Темно-серые тона предпочитают те люди, которые характеризуются в первую очередь логичностью мышления. Эта особенность может проявляться в самой различной форме, скажем, в занятиях наукой и техникой или медициной, либо просто умении быстро разрешать самые сложные жизненные проблемы. В эзотерическом понимании темные оттенки серого обладают свойством очищения. Есть много свидетельств тому, что если эти тона появляются в снах человека - это верный признак успешного преодоления им болезни, или решения очень острой жизненной проблемы, или выход из казавшейся безнадежной ситуации на работе, в любви, в семье. Людей, предпочитающих темные оттенки серого другим цветам, почти всегда характеризует выраженная любовь к порядку, причем все должно быть расставлено по своим, отведенным местам - равно как предметы на рабочем столе, так и мысли, и даже эмоции, чувства. Кроме того, таким людям присуще умение анализировать. Очень часто другие обращаются к ним за советом - именно поэтому и по той же причине предпочитающие темно-серое нередко достигают действительных высот в своей профессиональной области независимо от того, гуманитарная она или техническая. Но при всей склонности к анализу такие люди в большинстве своем являются личностями творческими. Наибольший* дискомфорт для них - любое ограничение, скованность, напряжение, хотя они и не отличаются склонностью к бунту, как, скажем, предпочитающие черное. При этом в сексуальном плане они очень сходны именно с предпочитающими черный цвет. Наконец, характерная черта - умение быстро справляться с любыми разочарованиями, которые приносит жизнь. А вот у тех, кто отдает предпочтение светло-серым тонам, есть некоторые свои отличия. Они также умны и рассудочны, но при этом часто непоседливы или даже неугомонны. Зато этот тип более открытый, проблем в общении не возникает, друзей обычно много - их отличают интеллигентность и коммуникабельность. Все это связано с тем, что светло-серый - цвет молодости, стремительного темпа, желания избежать всяких сложностей.
Зеленый
Люди, предпочитающие зеленый цвет, но темных тонов, как правило, настойчивы - если даже не упрямы. Они умеют добиться всех земных благ и приобрести материальную устойчивость. Их склад ума позволяет достигнуть как духовного, так и материального богатства при сколько-нибудь благоприятном стечении обстоятельств - они своего шанса не упустят. Люди этого цвета в большинстве своем отличаются солидностью и респектабельностью, по складу ума они нередко становятся архитекторами, зодчими, и притом очень талантливы в данной сфере. К общим характеризующим моментам можно отнести любовь к природе, а также постоянное стремление к покою - как в физическом смысле этого слова, так и в духовном. Предпочитающие темно-зеленое люди очень часто скрытны, но весьма настойчивы в достижении своей цели, а такое сочетание способно во многих случаях принести реальный успех, так как подавляет исподволь энергию окружающих, тех, кто входит в круг общения, если только это не «черные» или «красные». При этом предпочитающие темно-зеленый цвет почти всегда высокоэстетичны. С одной стороны, такой человек мог бы быть несколько мягче, с другой - они вполне осознают тот факт, что каждый из людей имеет право на свое собственное мнение. Данное качество неизменно помогает темно-зеленым избежать многих неприятностей, кроме того, в сочетании с уже упомянутой эстетичностью, позволяет им приобрести значительное количество добрых друзей. Тут надо заметить, что люди вообще стремятся к ним - личности темно-зеленого предпочтения неизменно вызывают у окружающих, даже мало или совсем не знакомых людей, ощущение безопасности и странное чувство защищенности. Налаженность сексуальной жизни имеет огромное значение: при неудачах в этой сфере отношений люди зеленого предпочтения страдают очень глубоко. Во всем же прочем - это люди с достаточно сильной воли, чтобы преодолеть любые жизненные трудности; чтобы заставить их изменить свое мнение и свернуть с избранного пути, нужно не только большое терпение, но и очень серьезная аргументация. Люди, которые также выбирают зеленое, но светлые тона его, - довольно сильно отличаются от личностей темно-зеленого выбора. Это чаще всего люди не менее эстетичные, но при этом мягкие, умеющие ценить сотрудничество и бережно относящиеся к чувствам других. Разумеется, все это делает их привлекательными в общении, друзей у них неизменно много. А если к тому же учесть, что людям светло-зеленого склада присущи изначальная доброжелательность, и в значительной степени чувство справедливости, - становится ясно, что живется этим людям, в сравнении с их более «темными» братьями по цвету, несравненно легче. Однако есть и достаточно характерные недостатки. Так, зачастую люди светло-зеленого выбора страдают от того, что совершенно не умеют слушать других. Кроме того, им свойственно некоторое легкомыслие - недаром в эзотерической традиции светло-зеленый цвет считается символизирующим молодость, весну, мимолетное счастье.
Желтый
Желтый цвет испокон веков считался цветом, дарующим тепло, жизнь, энергию, так как это цвет божественного Солнца, источника всей жизни. Те, кто всем цветам предпочитает желтый, - это практически всегда люди не только сильные телом и духом (так как жизненная сила бьет в них ключом), но и творческие. Другая типологическая черта - стремление к лидерству; при этом люди желтого цветового предпочтения, как правило, хорошо умеют сконцентрировать силу и волю, чтобы направлять туда, где это окажется наиболее эффективным. При этом предпочитающие желтое умеют не только плодотворно работать, но также и полноценно отдыхать, забывая на время обо всех делах. Это люди, которые могут преуспеть равно в науке и творчестве, в исследовательской лаборатории и на театральных подмостках. Желтый цвет может способствовать обретению как материальных, так и духовных ценностей. Такие люди в большинстве своем открыты, умны и высокочувствительны - в этом последнем причина того, что жизнь их очень часто поистине изобилует яркими моментами и впечатлениями. Предпочитающие желтое обладают достаточной настойчивостью вкупе с терпением для того, чтобы в большинстве случаев добиться своей цели. Довольно часто отмечается и такое качество, как щедрость, что в сочетании с прочими чертами натуры привлекает окружающих.
Оранжевый
Это, по сути, концентрированный желтый, а потому предпочитающим оранжевое присущи все особенности желтого. Кроме того, они почти всегда удачливы в любви и искусны в сексе.
Фиолетовый
Фиолетовый цвет, т. е. цвет теменной чакры, «короны» - цвет особый. И те, кто его предпочитает, люди в подавляющем большинстве очень необычные, во всяком случае, неординарные. В них предельно выражено стремление к свободе, полной независимости и неограниченному пространству. Они стремятся к духовному пробуждению, полету, мечтают о крыльях. Но для стороннего наблюдателя такой человек нередко может выглядеть флегматичным, даже сонным, скрывая внутреннюю напряженность и готовность, которая почти всегда реализуется неожиданно. Вот отчего зачастую вся жизнь таких людей полна сюрпризов и совершенно неожиданных поворотов. Как правило, люди, предпочитающие фиолетовый цвет, общительны, и особенно ценят общение интеллектуальное и духовное, в чем очень часто испытывают не только постоянную потребность, но и дефицит. Им вообще свойствен высокий врожденный интеллект, который может даже временами вызывать у окружающих некоторое смущение и даже дискомфорт. Потому эти люди всегда стремятся найти равного себе или достойного (по интеллекту) собеседника и тщательно подбирают свой круг общения. В обычных условиях они этого, как правило, найти не могут. Пристрастие к фиолетовым тонам практически наверняка означает интерес и тягу ко всему таинственному, необъяснимому, наряду с постоянным стремлением найти разгадку всех таких явлений. Такие люди не боятся опасностей, любят скорость - как за рулем, так и во всех прочих случаях, хотя в глаза посторонним это может и не бросаться. При высоком интеллекте нередко не столь сильны в плане физическом - подвержены различным заболеваниям (в особенности вегетативным неврозам и нарушениям работы щитовидной железы).
Черный
Черный цвет также нравится довольно многим людям. Как правило, это личности, всегда готовые к борьбе, целеустремленные, упорные; темное пламя страсти кипит в них, побуждая к деятельности. Соответственно, и чувства, эмоции таких людей почти всегда отличаются силой и выраженностью; нередко они даже становятся экстремальными, превращаясь во всепоглощающую страсть и захватывая человека целиком. Недаром по самым древним из дошедших до нас источников черный всегда считали цветом бунта, стихии, причем все это доведенное до крайности и иногда толкающее человека в пропасть. С другой стороны, черный - это не только символ ночи, это, скорее, символ тьмы, а следовательно, не только уничтожения, но и воскрешения, не только бунта, но и свободы. Сексуальная сфера крайне важна в их жизни; как правило, они умеют любить и сами бывают любимы. Плохо лишь то, что такие люди не всегда способны из-за бурной натуры своей оценивать ситуацию реально; в этих случаях они проигрывают, от чего страдают крайне мучительно. Однако и тогда приверженцы черного цвета всегда идут вперед, напролом и не останавливаясь, какую бы цель они ни преследовали. Недаром в буддизме есть такое понятие как «Черная точка Будды»: оно обозначает выход на новый уровень, но не вожделенную нирвану, а более развернутое понимание первооснов Вселенной - тайных сил подсознания, жизни и смерти.
БИОЭНЕРГЕТИКА ЦВЕТА И ЗНАК ЗОДИАКА
У каждого знака есть цвет, имеющий силу талисмана для него.
- Овен предпочитает красный цвет.
- Телец - светло-зеленый.
- Близнецы любят все цвета радуги.
- Рак - голубой цвет.
- Лев - от оранжевого до золотистого.
- Дева - синий цвет.
- Весы - темно-зеленый цвет.
- Скорпион - пурпурный цвет.
- Стрелец любит все цвета радуги.
- Козерог - гораздо строже в выборе цвета, он предпочитает белый, черный, лиловый.
- Водолей - фиолетовый цвет.
- Рыбы - все оттенки зеленого.
по материалам из книги: Бубличенко Михаил - "Ваша аура - путь к духовному совершенству".
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты